Караманов окно в музыку ноты
Караманов окно в музыку ноты
Список основных произведений А. Караманова (по Ю. Холопову)
1953 — Первая соната для фортепиано.
1953 — Первый струнный квартет.
1954 — «Времена года» для фортепиано.
1954 — «Сказка». Симфоническая поэма.
1954 — Первая симфония в пяти частях.
1954—1955 — Вторая соната для фортепиано (утрачена, финал-«Рондо» — опубликован в 1958).
1955—1975 — Вторая симфония в двух частях.
1956 — «Лесные картинки». Сюита для оркестра.
1956 — Третья симфония в четырех частях.
1956 — Четвертая симфония «Майская» в семи частях.
1957 — Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях.
1957 — «Комсомолия». Балет в одном акте. В соавторстве с Е. Крылатовым (либр. В .Варковицкого).
1957 — «Ангарстрой». Симфоническая поэма.
1957 — Шестая симфония (симфониетта) в четырех частях.
1958 — Седьмая симфония «Лунное море» в трех частях.
1958 — Первый фортепианный концерт.
1959 — «Времена года». Хоровой цикл a cappella.
1950-е годы — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано. Второй струнный квартет. Ave Maria для фортепиано. Два танца для фортепиано (изд. в 1959) «Родина» для хора на текст К. Симонова.
1960 — Восьмая симфония «Классическая» в четырех частях.
1960 — «Славянам» для хора.
1960 — Сюита для джаз-оркестра.
1960—1962 — Шесть этюдов для фортепиано.
1960 — Третья соната для фортепиано.
1961 — Четвертая соната для фортепиано.
1961 — «Героические танцы». Сюита для оркестра в пяти частях.
1961 — «Сильнее любви». Балет по Б.Лавреневу.
1961 — Второй фортепианный концерт.
1961 — Первый скрипичный концерт.
1961 — Ориентальное каприччио для скрипки с оркестром.
1962 — Девятая симфония в четырех частях.
1963 — Музыка для виолончели и фортепиано.
1962 — «Пролог, Мысль и Эпилог». Триптих для фортепиано.
1963 — «Африканские песни» Вокальный цикл для баритона и фортепиано.
1962 — Музыка для фортепиано № 1.
1962 — Музыка для фортепиано № 2.
1964 — Десятая симфония в трех частях.
1964 — «Песня женатого солдата» для солистов, хора и Оркестра на текст А. Мачадо-и-Руиса.
1963 — «Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано памяти Ф. Гарсии Лорки на текст М. Эрнандеса.
1963 — Музыка для скрипки и фортепиано.
1963 — Третий струнный квартет.
1963 — «Когда ты проходишь мимо». Поэма для тенора и фортепиано на текст Асмапура.
1963 — «Окно в музыку». Шестнадцать детских пьес для фортепиано.
1964 — Героическая увертюра для оркестра («12 апреля»),
1964 — Праздничная увертюра для оркестра.
1964 — Второй скрипичный концерт.
1964 — Пять прелюдий и девятнадцать концертных фуг для фортепиано (в издании 1984 года — Пятнадцать концертных фуг).
1964 — «Осеннее» для хора на слова В.Фирсова.
1965—1966 — Концерт для трубы и джаз-оркестра. Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале.
1967 — «Stabat mater» для солистов, хора и оркестра.
1968 — Третий фортепианный концерт «Ave Maria».
1971 — Реквием для солистов, хора и оркестра (партитура — 1991).
1974 — Пятнадцатая — Шестнадцатая симфонии «Et in amorem vivificantem».
1974 — «Воспоминания» для хора на текст Сампуровой.
1975 — Семнадцатая симфония «Америка».
1975 — «Возвращение», «Посвящения», «Летящие листки», «Образы-картины». Хоровые циклы на текст А.Сампуровой.
1975 — «Тебе». Семь романсов для колоратурного сопрано и фортепиано на текст Сампуровой.
1976—1980-е — Восемнадцатая—Двадцать третья симфонии. Цикл из шести симфоний «Бысть».
Вокальный цикл «Звезды» на текст С. Щипачева для среднего голоса и фортепиано.
Четыре романса на слова, русских поэтов для баса и фортепиано. «Песня». Вокализ для голоса и фортепиано.
1982 — Крымская увертюра для оркестра.
1983 — «Легенда-быль Аджимушкая» для солистов, хора и оркестра на слова Б.Сермана.
1983 — Двадцать четвертая симфония. «Аджимушкай».
1983 — Весенняя увертюра для оркестра.
1992 — Гимн Крымской республики.
1994 — Мистерия «Херсонес».
Музыка к спектаклям:
«Блистающий мир» по А. Грину, пост
Караманов окно в музыку ноты
Список основных произведений А. Караманова (по Ю. Холопову)
1953 — Первая соната для фортепиано.
1953 — Первый струнный квартет.
1954 — «Времена года» для фортепиано.
1954 — «Сказка». Симфоническая поэма.
1954 — Первая симфония в пяти частях.
1954—1955 — Вторая соната для фортепиано (утрачена, финал-«Рондо» — опубликован в 1958).
1955—1975 — Вторая симфония в двух частях.
1956 — «Лесные картинки». Сюита для оркестра.
1956 — Третья симфония в четырех частях.
1956 — Четвертая симфония «Майская» в семи частях.
1957 — Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях.
1957 — «Комсомолия». Балет в одном акте. В соавторстве с Е. Крылатовым (либр. В .Варковицкого).
1957 — «Ангарстрой». Симфоническая поэма.
1957 — Шестая симфония (симфониетта) в четырех частях.
1958 — Седьмая симфония «Лунное море» в трех частях.
1958 — Первый фортепианный концерт.
1959 — «Времена года». Хоровой цикл a cappella.
1950-е годы — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано. Второй струнный квартет. Ave Maria для фортепиано. Два танца для фортепиано (изд. в 1959) «Родина» для хора на текст К. Симонова.
1960 — Восьмая симфония «Классическая» в четырех частях.
1960 — «Славянам» для хора.
1960 — Сюита для джаз-оркестра.
1960—1962 — Шесть этюдов для фортепиано.
1960 — Третья соната для фортепиано.
1961 — Четвертая соната для фортепиано.
1961 — «Героические танцы». Сюита для оркестра в пяти частях.
1961 — «Сильнее любви». Балет по Б.Лавреневу.
1961 — Второй фортепианный концерт.
1961 — Первый скрипичный концерт.
1961 — Ориентальное каприччио для скрипки с оркестром.
1962 — Девятая симфония в четырех частях.
1963 — Музыка для виолончели и фортепиано.
1962 — «Пролог, Мысль и Эпилог». Триптих для фортепиано.
1963 — «Африканские песни» Вокальный цикл для баритона и фортепиано.
1962 — Музыка для фортепиано № 1.
1962 — Музыка для фортепиано № 2.
1964 — Десятая симфония в трех частях.
1964 — «Песня женатого солдата» для солистов, хора и Оркестра на текст А. Мачадо-и-Руиса.
1963 — «Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано памяти Ф. Гарсии Лорки на текст М. Эрнандеса.
1963 — Музыка для скрипки и фортепиано.
1963 — Третий струнный квартет.
1963 — «Когда ты проходишь мимо». Поэма для тенора и фортепиано на текст Асмапура.
1963 — «Окно в музыку». Шестнадцать детских пьес для фортепиано.
1964 — Героическая увертюра для оркестра («12 апреля»),
1964 — Праздничная увертюра для оркестра.
1964 — Второй скрипичный концерт.
1964 — Пять прелюдий и девятнадцать концертных фуг для фортепиано (в издании 1984 года — Пятнадцать концертных фуг).
1964 — «Осеннее» для хора на слова В.Фирсова.
1965—1966 — Концерт для трубы и джаз-оркестра. Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале.
1967 — «Stabat mater» для солистов, хора и оркестра.
1968 — Третий фортепианный концерт «Ave Maria».
1971 — Реквием для солистов, хора и оркестра (партитура — 1991).
1974 — Пятнадцатая — Шестнадцатая симфонии «Et in amorem vivificantem».
1974 — «Воспоминания» для хора на текст Сампуровой.
1975 — Семнадцатая симфония «Америка».
1975 — «Возвращение», «Посвящения», «Летящие листки», «Образы-картины». Хоровые циклы на текст А.Сампуровой.
1975 — «Тебе». Семь романсов для колоратурного сопрано и фортепиано на текст Сампуровой.
1976—1980-е — Восемнадцатая—Двадцать третья симфонии. Цикл из шести симфоний «Бысть».
Вокальный цикл «Звезды» на текст С. Щипачева для среднего голоса и фортепиано.
Четыре романса на слова, русских поэтов для баса и фортепиано. «Песня». Вокализ для голоса и фортепиано.
1982 — Крымская увертюра для оркестра.
1983 — «Легенда-быль Аджимушкая» для солистов, хора и оркестра на слова Б.Сермана.
1983 — Двадцать четвертая симфония. «Аджимушкай».
1983 — Весенняя увертюра для оркестра.
1992 — Гимн Крымской республики.
1994 — Мистерия «Херсонес».
Музыка к спектаклям:
«Блистающий мир» по А. Грину, пост
Линия жизни и творчества Алемдара Караманова. «Совершишася»
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки
Челябинского государственного института культуры
На него возлагали большие надежды, ему прочили большое будущее. Еще в период обучения в Московской консерватории (1953–1958) его дар отметил Дмитрий Шостакович: «Это интересный и оригинальный талант, и его своеобразие нельзя не заметить даже в студенческих работах». Тихон Хренников, занимавшийся с композитором в аспирантуре, впоследствии называя его одним из самых талантливых композиторов Советского Союза, говорил, что «всегда восхищался его сочинениями, яркими, индивидуально очерченными».
И что в итоге произошло во второй половине XX века? Незаслуженное забвение, сочинение «в стол», скромная и аскетичная внешняя жизнь, полная драматизма, насыщенной внутренней работы, напряженного творческого процесса: «…я работаю, делаю эскизы к ещё одной симфонии по Апокалипсису, но у меня сейчас нет возможности заниматься этим, я живу в тяжелейших материальных условиях, фактически не имея средств к существованию…» — А. Караманов. Интервью журналисту радиостанции «Эхо Москвы» Е. Дудину (1994).
Прав был Альфред Шнитке, сокурсник композитора, неоднократно называющий его композитором не просто одаренным, а гениальным, считающий, что «его имя совершенно незаслуженно выпало из внимания». Тем не менее, в конце 90-х интерес к творчеству композитора возродился, постепенно пришло понимание масштаба творческой личности.
У каждого из нас есть библиотека и фонотека, которые мы любовно собираем в течение жизни. Сегодня, когда перебирала в очередной раз книги и диски, моё внимание привлёк дорогой сердцу подарок — диск Алемдара Караманова. И вновь перед глазами возникли воспоминания о XXI музыкальном фестивале им. Л. Собинова. Май 2008, Саратов, Волга, каштаны и завораживающая, гениальная музыка Алемдара Караманова (1934–2007), которого всем нам ещё предстоит шаг за шагом открывать заново.
Мне посчастливилось побывать в Саратове на Российской премьере в качестве участника школы-семинара молодых оперных критиков России. На сцене академического театра оперы и балета прозвучал Симфонический цикл «Совершишася» Алемдара Караманова под управлением Юрия Кочнева. Симфоническое Евангелие в 10 частях для солистов, хора и оркестра грандиозно открывало программу XXI Собиновского фестиваля. Рукопись сочинения, созданного в 1965–1966 годах, сорок с лишним лет ждала своего часа… Слушая в зале театра незнакомую, но ставшую сразу очень близкой и дорогой музыку, задаёшься вопросом: почему о А. Караманове мало говорят, преимущественно в связи с упоминанием в последние десятилетия направления «musica nova sacra» — «Новой сакральной музыки»?
Чем глубже проникаешь в историю жизни Алемдара Караманова, автора 24-х (!) симфоний, тем больше удивляет его продолжительное забвение при жизни, впрочем, вполне объяснимое с позиций идеологии советского периода. Композитор ощущал свое жизненное предназначение в воплощении Божественной темы в музыке. «Религия как первичный импульс порождала мое вдохновение, поднимала на новую высоту все мое творчество», — признавался композитор.
Озарение свыше пришло к нему не сразу. Еще учась в Москве, А. Караманов написал вполне светские произведения, такие, как 7-я симфония «Лунное море», драматория «Ленин», Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром, «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром, Второй струнный квартет, «Ave Maria» для фортепиано и другие произведения, успешно звучащие и в наше время. В этот же Московский период, в Большом театре состоялась премьера балета А. Караманова «Комсомолия» (в соавторстве с Е. Крылатовым), а в Ленинграде — балет «Сильнее любви».
В начале 1960-х годов Алемдар Караманов , как и другие его современники, ставшие впоследствии знаменитыми, Андрей Волконский, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и София Губайдулина, увлёкся музыкальным авангардом. За короткий период, с 1962 по июль 1964 года, им были созданы многие сочинения, среди которых «Музыка № 1 и № 2», триптих «Пролог. Мысль. Эпилог», «Окно в музыку», «15 концертных фуг» и другие. Но, как говорил об этом сам композитор, «прошло время увлечений. Не без конфликтных, даже трагических столкновений с самим собой, не без крови происходило как бы переосуществление внутреннего духа, его очищение и принятие своего языка — как нерасторжимого целого традиций, оплодотворенных тем живительным, что есть в современной музыке, что я должен был найти и усвоить»(Radio Moscow World Service. Программа «Музыка и музыканты», 1989).
После творческого кризиса композитор порывает с современными тенденциями и общественной столичной жизнью и возвращается в родной Симферополь. «Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру» (Караманов А. С. Музыка — проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. — №8).
И продолжает творить совершенно в другом ключе… Достаточно уединенно, в отдаленной крымской провинции продолжает развивать традиции русского романтизма, симфонические и вокально-симфонические жанры. И — самое главное для него: он обращается к религии, принимает Крещение.
Написание Симфонического Евангелия, — посланное свыше Откровение, — утверждал А. Караманов. Оно знаменовало приход композитора к православной вере и начало его восхождения к Божественной Истине. Далее последуют Stabat Mater, Реквием, Месса, написанные в католической религиозной традиции, Третий фортепианный концерт Ave Maria, симфонический цикл Et in amorem vivificantem, макроцикл из шести одночастных симфоний по мотивам Апокалипсиса «Бысть». И только в 80-е-90-е годы композитор отходит от религиозной темы и создаёт ряд сочинений, посвящённых родному Крыму. Таким образом, симфонический цикл «Совершишася» (1965–1966 г.) — поистине переломная веха в творчестве А. Караманова.
И вновь перенесемся в в 2008 год, в Саратов. Юрий Леонидович Кочнев (главный дирижер, художественный руководитель фестиваля, лауреат Государственной премии РФ, народный артист России) традиционно обращается к terra incognito — редко или практически не звучащим произведениям, требующим уникальных исполнительских ресурсов. Симфонический цикл «Совершишася» в десяти частях написан по мотивам четырех книг Евангелия — от Матфея, Луки, Иоанна и Марка, в первоначальной редакции длился 160 минут и предполагал участие более трёхсот музыкантов. Мировая премьера состоялась в Киеве 13 декабря 2006 года, и композитору впоследствии довелось увидеть трансляцию своего «детища». Но, по словам сестры автора, Севиль Крылатовой, приехавшей вместе с сыном и дочерью композитора, именно премьера в Саратове стала подлинным проникновением в замысел сочинения, а исполнение «Совершишася» — эталоном звучания, воплощением и раскрытием концепции произведения через звуки, доходящие до самого сердца.
Симфония прозвучала на одном дыхании. «Звук рождается из тишины, покоится в бархатной шкатулочке», — говорил великий пианист Г. Нейгауз. Тишина, соотносимая с присутствием Ангелов, шелестом их крыльев — Божественная тишина — также была одной из звуковых «красок» премьеры на Волге.
Очень четко прослеживалась драматургия сочинения в целом, кульминации проживались на грани срыва, высшей точке накала, на пределе эмоций и звучали великолепно. Маэстро Юрий Кочнев глубоко продумал и прочувствовал грандиозную симфоническую концепцию, его мимика, руки, пластика, движения были так выразительны, эмоциональны, что в них словно отражалось все действо симфонии. Колоссальная отдача дирижера на пике возможностей, поток мощной энергии, высокий уровень взаимопонимания руководителя и музыкантов обеспечили очень яркое, убедительное, грандиозное по силе воздействия прочтение произведения. Мастерски встроены в общее звучание и четыре хоровых коллектива — лауреаты международных конкурсов: Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, лауреат Всероссийского конкурса Концертный детский хор Губернского театра хоровой музыки и хор театра. Собранность звука, чистота интонирования хора, проникновение в образы симфонии, ансамбль с оркестром и солистами — заслуга трех хормейстеров, заслуженного деятеля искусств России Людмилы Лицовой, заслуженной артистки России Людмилы Тадтаевой и Анэты Николаевой. Высокой одухотворенности исполнено соло виолончели (лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Московской Государственной филармонии Рустам Комачков). Поистине подвижническая работа большого творческого коллектива, энтузиазм, высокий профессионализм и убеждённость художественного руководителя Ю. Кочнева сделали российскую премьеру сочинения весьма успешным и очень значимым событием.
Возвышенная духовно-философская тема раскрывается с точки зрения музыкального языка удивительным сочетанием стилистических пластов, казалось бы, не сочетаемых друг с другом. Яркий мелодизм и экспрессивность эмоций, активное секвентное развитие в духе П. И. Чайковского, еврейский колорит сочетаются с вполне современным гармоническим звучанием и богатством оркестрового письма. Отдельные фрагменты Симфонического Евангелия словно воскрешают образы барочных композиций — Мессы Си минор и «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Но ведущей, сквозной музыкальной интонацией является кантилена, впитавшая в себя демократичные, узнаваемые обороты советской эпохи — так называемый «шум культуры». Местами даже возникали ассоциации с кинематографом 60–80-х гг. XX века! Этот несколько неожиданный, но очень органичный интонационный сплав придает глубочайшую человечность, искреннее, земное прочтение религиозного замысла, пропущенное через сердце, душу композитора, рождающее ощущение подлинного откровения.
«Совершишася» А. Караманова — действительно, свершилось! До этого, ещё при жизни автора, в 2005 году дирижёр Евгений Бушков исполнил «Реквием» композитора в Москве с государственным симфоническими оркестром «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллой им. А. А. Юрлова. Позже «Реквием» звучал в Белгороде и Москве, представленный силами разных исполнителей и дирижёров. Премьера «Совершишася» в Саратове продолжила линию постепенного возрождения космогонических, молчащих симфоний А. Караманова в России. Открытие его музыкальной Атлантиды современниками идёт в силу многих обстоятельств медленно, но осознанно. Так, в 2011 в Омске прозвучала Симфония № 22, входящая в цикл «Бысть», Симфония № 17 «Америка» была исполнена в 2012 году Санкт-Петербургским государственным Академическим симфоническим оркестром и Хором Смольного собора Санкт-Петербурга под управлением дирижера Александра Титова. С 2005 года в Москве действует Центр поддержки и развития современного искусства им. А. Караманова, цель которого привлекать внимание к произведениям композитора, организовывать конкурсы, концерты, собрать ноты его произведений, предложить дискографию и статьи, посвящённые личности и творчеству нашего великого современника.
Пожалуй, довольно точно определил место А. Караманова в нашем музыкальном мире дирижёр и близкий друг А. Караманова Э. Гулбис, отметив, что есть Караманов признанный и непризнанный. И действительно, факт исполнения его музыки в Чехословакии и Англии, диски с отдельными сочинениями, записанные ведущими дирижёрами мира, конкурс им. А. Караманова в Гурьевске Калининградской области, мемориальная доска на доме, где жил композитор в Симферополе, две детских музыкальных школы его имени и астероид Karamanov — это ли не признание?
Но, по словам Э. Гулбиса, «Караманов непризнанный — это те его произведения, время которых еще не наступило. Наверняка будущие поколения воспримут его глубочайшие философские сочинения, и его необыкновенно красивая, добрая, щедрая музыка будет служить людям».
________________________________________
От редакции: видеозапись предоставлена для ознакомления автором публикации С. Черевань.
А. Караманов. «Совершишася». Симфонический цикл из четырёх симфоний, десяти частей по Евангелию от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Российская премьера сочинения на XXI Собиновском фестивале в Саратове
Исполнители:
Оркестр Саратовского академического театра оперы и балета, дирижёр Юрий Кочнев
Рустам Комачков (виолончель)
Алла Маркина (скрипка)
Павел Корчагин (тенор)
Александр Баев (тенор)
Губернский театр хоровой музыки
Хор Саратовской государственной консерватории им. Л. Собинова
Концертный детский хор театра хоровой музыки
Хор симфонического оркестра театра
Хормейстеры:
Людмила Лицова
Людмила Татдаева
Анэта Николаева
Режиссёр телеверсии
М. Гольцев
Звукооператоры: В. Трофимов, А. Псянин
Операторы: Е. Бесходарный, М. Гольцев, В. Греков, А. Донцков,
В. Енц, Г. Матыс, Н. Москвитин, В. Пахновский
Административная группа: Т. Деева, Ю. Коляченко, В. Лозинский, А. Цопа
Монтаж: М. Гольцев, В. Трофимов
Фотохудожник: С. Азбель
Студия «Река»
2008
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Ирина Юденкова-Ларичева, г. Москва 12.03.2018 12:20
Спасибо! Очень глубоко и проникновенно. Эту музыку надо уметь слушать и понять!
Любовь Яценко, г. Москва 12.03.2018 14:23
Спасибо! Очень интересно. Я ничего не знала об этом человеке.
Елена Копий 12.03.2018 18:30
Любовь, у него очень сложная биография: композитор сознательно удалился из столицы, прислушиваясь к себе. В столице очень сложно осуществить такие замыслы, слишком много советчиков и критиков…))) Понадобились уединение, тишина. А когда удаляешься оттуда, где тебя знают, перестаёшь мелькать, о тебе забывают. Потом очень сложно вернуться, особенно в новых рыночных условиях. Такие мощные концепции осуществляют на энтузиазме отдельные дирижёры; точечно, периодически музыка Караманова исполняется. Существует конкурс его имени, Центр поддержки и развития современного искусства его имени, которым руководит музыковед и пианистка Елена Клочкова, она, в частности, многое делает для популяризации творчества композитора. На сайте этого центра выложены ноты произведений для фортепиано в PDF-формате. Это сообщаю пианистам на заметку. Ноты сканированы, поэтому качество, конечно, страдает. Но они есть…)))
Ирина Юденкова-Ларичева, г. Москва 12.03.2018 19:34
Дети плохо воспринимают пьесы Караманова, не понимают и не хотят играть их… Но есть редкие исключения!
Елена Копий 12.03.2018 20:03
Это не удивляет, Ирина. Тем более, сегодняшние дети, живущие в режиме шоу…
Ирина Юденкова-Ларичева, г. Москва 12.03.2018 20:10
Да, это так и есть…
Лаура Ташчян, г. Ростов-на-Дону 12.03.2018 21:44
В сборниках Милича есть пьесы Караманова. Но, правда, я не слышала, чтобы кто-то их играл.
Павел Несмеянов, г. Симферополь 13.03.2018 00:03
Спасибо. Хочется все переслушать, что он написал.
Книга: Караманов Алемдар «Окно в музыку: Пьесы для фортепиано»
У музыки Алемдара Караманова совершенно особая, быть может, мистическая судьба. Такие титаны XX века, как Д. Шостакович, Л. Ноно, А. Тарковский, А. Шнитке, называли его сочинения гениальными, но звучали они за многие десятилетия считанное число раз. Ничтожно мало опубликовано. Почти никто не знает, что Караманов – автор 24 симфоний (!), концертов, увертюр, Реквиема, Мессы, сотни инструментальных миниатюр, киномузыки (в том числе к знаменитому фильму М. Ромма “Обыкновенный фашизм” ). Настоящим открытием для юных пианистов и их педагогов будут два сборника.” Окно в музыку” включает пьесы для самых маленьких. Исполняя эти” живые картинки”, ребенок сможет” говорить” за роялем на всех существующих” языках”-от классического до… додекафонного (единственный прецедент в мировой детской музыкальной литературе!).
Издательство: “Классика XXI” (2004)
Караманов, Алемдар
Содержание
Биография
Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе 10 сентября 1934 года. Его отец — Сабит Темель Кагырман (Караманов – это русифицированная версия фамилии отца), турок по национальности, был репрессирован в 1944 году и сослан в Сибирь, откуда так и не вернулся. Его мать, Полина Сергеевна Величко, русская, работала заведующей библиотекой.
Алемдар Караманов рано проявил выдающиеся музыкальные способности — свои первые пьесы будущий композитор сочинил в пятилетнем возрасте. В числе лучших выпускников Симферопольского музыкального училища в 1953 году был направлен в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. После окончания двух факультетов (по классу композиции у С. С. Богатырёва и по классу фортепиано у В. А. Натансона) был оставлен в аспирантуре. Здесь с 1958 по 1963 год его педагогами были Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников.
Московский период в творчестве Караманова отмечен высокой продуктивностью и творческой многожанровостью. Многие произведения тех лет по праву вошли в золотой фонд советской музыкальной культуры. В их числе такие шедевры, как 7-я симфония «Лунное море», драматория «Ленин», Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром, «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром, Второй струнный квартет, «Ave, Maria» для фортепиано и другие произведения, с успехом исполняемые и в наши дни. В эти же годы в Москве, Большом театре был поставлен балет А. Караманова «Комсомолия», (в сооавторстве с Е. Крылатовым) а в Ленинграде- балет «Сильнее любви». По радио часто звучала песня А. Караманова «Родина» (на слова К. Симонова) в исполнении хора Пятницкого.
Начало 1960-х годов для Караманова было отмечено острым интересом к музыкальному авангарду. Вместе с Андреем Волконским, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым и Софией Губайдуллиной, А. Караманов фактически олицетворяет это течение в советской музыке. Несмотря на то, что авангардный период в творчестве Караманова был коротким — с 1962 по июль 1964 года, за это время им были созданы многие интересные сочинения, исполняемые и сегодня. Среди них «Музыка № 1 и № 2», триптих «Пролог. Мысль. Эпилог», «Окно в музыку», «15 концертных фуг» и другие.
Окончив аспирантуру, А. Караманов, испытал тяжелый творческий кризис. Это побудило его навсегда уехать из столицы и вернуться домой в Симферополь. Еще живя в Москве, Караманов обращается к вере и, по возвращении в Симферополь, принимает крещение.
С этого момента главной идеей его творчества, по его словам, становится «музыкальная религия». Почти полностью отказавшись от жанров фортепианной и камерной музыки, Караманов целиком посвятил себя симфонической и вокально-симфонической музыке.
В 1965—1966 годах он создает цикл из четырех симфоний, «Совершишася» (полное название: «Совершишася во славу Богу во имя Господа Иисуса Христа»). В то же самое время А. Караманов пишет несколько вокально-симфонических сочинений в жанре католической религиозной музыки: Stabat Mater (1967 г.) и Реквием (1971 г.).
В 1968 году композитор создает Третий фортепианный концерт Ave Maria, который считается одним из самых выдающихся произведений инструментальной музыки. В 1970-х годах Караманов пишет еще один цикл из двух симфоний под названием «Et in amorem vivificantem» (И во любовь животворящую), а затем семнадцатую симфонию «Америка».
Во второй половине 1970-х годов А. Караманов создает одно из самых значительных своих сочинений — цикл из шести симфоний (18-я по 23-ю) «Бысть», по Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсис). До последних дней в планах композитора была седьмая симфонию цикла «Бысть» — он хотел ее назвать «Николай — Кришну». По замыслу композитора, в ней должны были сочетаться христианские и индуистские религиозные мотивы.
После «Бысть» Караманов отходит от исключительно религиозной тематики. Им создается несколько ярких произведений, посвященных «малой Родине» – Крыму. В 1983 году он написал ораторию «Легенда-быль Аджимушкая» и 24-я симфонию «Аджимушкай», а в 1994 — Мистерию «Херсонес», посвященную 2500-летию Херсонеса.
А. Караманов редко выезжал за пределы Симферополя. Так, в 1991 г. он посетил с авторскими концертами Чехословакию, а в 1994 году — Лондон, где была исполнена впервые его «Stabat Mater». В Англии вышел компакт диск с его 20-й и 23-й симфонией, а в Германии — с 3 концертом для фортепиано с оркестром «Ave Maria» (солист — В. Виардо) и 3-й симфонией.
Караманов — автор музыки к нескольким фильмам, среди которых такие широко известные, как «Обыкновенный фашизм» и «Стратегия Победы» М. Ромма, а так же художественный фильм В. Кучинского «Любовь с привилегиями».
Последние годы жизни композитора был отмечен невиданным вниманием к его музыке — только в 2006—2008 году в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре, Саратове и других городах состоялось 10 концертов, на которых премьерно прозвучали симфонический цикл «Совершишася», «Реквием», Второй струнный квартет, а так же «Stabat Mater», фортепианный концерт «Ave, Maria», симфонии из цикла «Бысть», другие произведения. Последнее (незавершенное) произведение А. Караманова — опера «Прощания Хризостома», либретто для которой он написал сам.
Музыку А. Караманова исполняли около 30 дирижеров, среди которых такие известные, как Владимир Ашкенази, Антонио де Альмейда, Владимир Федосеев, Фёдор Глущенко, Геннадий Правоторов, Эдуард Гулбис и другие. Немало сделал для популяризации творчества своего земляка и Академический симфонический оркестр Крымской государственной филармонии и его дирижёры Алексей Гуляницкий,Александр Долинский.
В 1992 году Алемдар Караманов написал пьесу «Гимн» которая стала официальным гимном Автономной Республики Крым.
Караманов был удостоен высоких званий Народного артиста Украины, Лауреата Национальной премии им. Т. Шевченко (2000), академика Академии искусств Украины (2005), дважды Лауреата Государственной премии Крыма, Почетного гражданина Крыма. Он был членом Союза композиторов не только Украины, но и России.
В Крыму в 1996 году был организован Международный конкурс молодых пианистов Алемдара Караманова. За прошедшее время его участниками стали более 300 молодых пианистов из 23 стран мира, в том числе из России, Китая, Японии, Южной Кореи. На интернет-сайте конкурса в открытом доступе находятся практически все его фортепианные произведения. В рамках конкурса существует уникальная номинация — «Звучащий интернет», цель которой популяризация творчества А. Караманова. В 2000 году в Симферополе создан Благотворительный фонд Алемдара Караманова, усилиями которого издано несколько сборников фортепианных произведений композитора, ведется работа по изданию «Полного собрания сочинений».
Творчеству композитора посвящены две кандидатских диссертации (в Москве и Харькове), десятки дипломных работ.
В канун нового века, выдвигая Караманова на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко, Национальный Союз композиторов Украины так обосновал свое решение: «Алемдар Караманов — выдающийся композитор ХХ столетия, творчество которого обрело мировое признание… Произведения, которые представляются на соискание высокой премии, особенно ярки, это настоящее откровение музыкальной культуры конца ХХ столетия. Музыка такого масштаба и духовной концентрации может и должна находить отклик в сердцах людей. Это настоящее национальное достояние, которым Украина может по праву гордиться!».
Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года в г. Симферополе.