6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наличник на окна деревянного храма

Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Вот такие резные наличники на окна можно сделать своими руками

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).

Вот основной этап вырезания наличника из древесины

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

    Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.

Фигурный край делать проще

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

    Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.

Шлифуем и доводим до нормального состояния

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Читать еще:  Окна для крыши сделать самому

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Прорезные элементы для украшения окна

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схема резного наличника

Что может получиться и варианты вертикальных планок

Полотенчики или боковые узоры

Это резьба непрорезная

Чертежи и схемы

Прорезные, накладные, с коронами

Центральные элементы для вертикальных планок

История резных деревянных наличников и их изготовление своими руками

Произошел всплеск русского стиля во внешнем оформлении домов. Он неминуем в периоды подъема России. Востребованность на «русское» была после победы над Наполеоном, последовала за освобождением от крепостного права. Последнее обстоятельство повлекло массовое меценатство среди купечества. Осознание национального достоинства и права на самобытность повернуло взоры к истокам деревянного зодчества.

Три золотых эпохи для резьбы в прошлом

Если материальная культура Средиземноморья запечатлена в мраморе, а кочевников — в изделиях из кожи, то все исконно русское — это терема, резная и расписная деревянная утварь. По мнению выдающего исследователя русской культуры, историка Д. С. Лихачева , «Россия — это литература, музыка и деревянное зодчество».

Сохраняется то, что не горит. Восторгаемся вологодскими «кружевами» из дерева, потому что до сих пор крепки дома со ставенками и потому что великих войн на Печоре не было.

Вторая причина для существования устойчивой традиции украшать жилища деревянной резьбой — самоуправление без тяжкого бремени налогов. Больше всего домов «купеческого» типа, церквушек «без единого гвоздя» сохранилось на Севере, в Приуралье, на Дону. Старообрядчество в поддержании давних традиций сыграло значительную роль: скиты украшались резьбой из кедра.

Длинная зима, лес кругом и благородное желание помастерить — подходящие условия для того, чтобы взять доску, стамеску, а потом удивить домочадцев результатами творческого порыва.

Малая практичность — хобби не помеха

Деревянные кружева требуют периодичного ухода: наличники и коньки заваливаются, их надо ремонтировать, после зим систематически подкрашивать.

Хлопотно. Но по-другому обстоит дело, если рассматривать наружное убранство дома с точки зрения потребности в красоте. Человеку нужно творческое самовыражение.

Интерьером обычно занимаются женщины. Однако вышитые занавески в пасмурный день никто не увидит. Посыл добра закодирован в прорезных орнаментах декора, выполненных хозяином дома и вывешенных вокруг окон и дверей.

Сомнительно, чтобы резчик помнил семантику (значение) орнаментальных сюжетов, когда берется превратить обыкновенную доску в украшение. Тем более не заглядывает он в свою генетическую память. Режет, как бог в ухо нашептал.

Четыре трансформации и азиатские веяния

Рассуждая о резных мотивах, объяснять их только архаическими истоками невозможно. Некоторые узоры точному толкованию не подлежат. Нельзя период расцвета относить и к Новгородской республике: восстановленные терема стоят вовсе без резьбы. Резали по белому камню колонны, барельефы и кресты на фронтонах, изменяли форму столбов для крыльца. Прорезное же того периода не сохранилось.

Что сохранилось

В музеях можно встретить превосходные ставенки XVII—XVIII вв. По артефактам, дошедшим до наших дней, можно судить, что украшать начали именно притворные ставни. Северяне обтягивали оконные рамы рыбьими пузырями. Чтобы кожица от ветра не рвалась, её прикрывали досками. Зимой окна не открывали. Но чтобы изба не казалась слепою — резьбою взоры прохожих веселили. Излюбленные мотивы — солнце, львы, рыбы. Вырезалось все это рельефно на плоскости.

Названия хранят толкования

Более сложны обрамления окон. Сохранились древние названия резных украшений:

  • пряслица (они же ушки) — акценты у верхних углов окна;
  • очелье (или гребень) — полусферическое украшение над проемом окна;
  • бородка — узорный свис под подоконником;
  • бровка — карниз.

Название «ушки», «коленки», «ножки» свидетельствуют о том, что окно мыслилось действующим лицом на подворье. Даже само слово «узор» произошло от «взор». Окошко «рядили», будто невесту. В пользу этой теории — выражение «Дом глядел окнами в сторону леса».

Составные плоскостные элементы выполняли «в прорезь» — то есть аппликативно. Ряд «бусин» (полусфер) вырезали в толще доски. Они — пример сочетания выемчатой и аппликативной резьбы. Выемчатыми являются и трёхгранные «лучики». Они выстраивались рядами или шли от центра. В последнем случае получались «васильки».

Конец архаического расцвета

Первый, архаический, период (с синкретическим происхождением терминов — в связи с частями человеческого тела) прервало желание царя Петра I следовать Западу. Классическому стилю требовались новые фасады. Резчики привлекались для изготовления абак — деревянных шаблонов, используемых при гипсовании домов «под мрамор». Мутулами (гипсовыми профилями) царь велел украшать каждый дворянский дом.

Даже если постройка в основе своей была деревянной, «сухарики» (триглифы) на карниз все равно прибивали и белили известью. Бревенчатые колонны, «дранка» — наследие эпохи Просвещения, стиль «классика» со скрытыми под штукатуркой деревянными конструкциями.

Читать еще:  Откосы на окна внутренние своими руками видео стены сырые

Деревянное зодчество эпохи барокко — это ветвистые рамы зеркал, витиеватые картуши стен. Дерево шло под лак, позолоту. Руководили мастеровыми приказчики из-за границы.

Спасли церкви

Немногочисленных вольных резчиков спасали заказы церквей. Но церковникам требовалась уже другое — сложная объемная «кудрина» (переплетение листьев аканта барочного типа). Именно для «кудрины» изготавливались клюкарзы и цезарики — необычные столярные инструменты родом из Голландии, дополнившие косой нож и прямую стамеску. Многие ценные навыки крестьяне получили, уходя с петровских верфей.

Европейский строй портала

Второй поворот в осмыслении экстерьера деревянного дома произошел после похода армии Кутузова вслед за остатками разбитой армии Наполеона. Солдаты вернулись из Вены и Парижа с пониманием классического строя в обрамлении окон.

В обиход вошли слова:

  1. сандрик — карниз надоконный;
  2. фронтончик — имитация торца крыши над окном;
  3. колонка — пилястра или доска с желобками по обеим сторонам окна;
  4. карниз отлива;
  5. фильёнка — вставка ромбическая, прямоугольная, восьмиугольная;
  6. гусёк — кронштейн в виде галтели под отливом.

Вместе со старыми словами «пряслице», «ушко» новые заимствования из резьбы по мрамору из ренессансного Запада прочно осели в словаре деревянных дел мастеров. Вместо старого «плотник» появилось почётное «столяр».

Читаем у А. П. Чехова (хозяин обращается к своей собаке Каштанке): «Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра». Столяр — тот, кто имеет сто лерок (много инструментов). Привозились диковинные инструменты как трофеи из поверженных стран.

Классическое обрамление окна следующее:

  1. Сандрик (он же — бывшая «бровка»);
  2. фронтон — округлое или треугольное надвершие;
  3. полуколонны по бокам (или плоские доски с резным прибитым сверху орнаментом);
  4. базы и капители колонок (чаще заменяются орнаментальными акцентами);
  5. отлив и подпирающий его карниз с узором и «шишками» по бокам.

В русском стиле весь этот комплект составлен на 4-х досках одинаковой толщины (обычно 20 мм) с набитыми сверху рейками, ромбами и орнаментами в виде кружевных салфеток.

Наследие рококо

Победители Наполеона увидели за рубежом еще один оригинальный прием из наследия стиля рококо. Речь идёт об апсиде полусферической ниши. Полукруги над окном полюбили, но использовали на свой манер. Раковина абсиды в деревянном зодчестве превратилась в «солнышко» с набитыми или врезными лучами. Ангелов и менор в разорванных крышах стиля рококо заменили петухи и целующиеся голуби.

Наследие столяров XIX века до сих пор сохранилось в Тамбове, Чите, в городах Золотого кольца.

Короткий период безвкусицы

Купеческий призыв к мастерам конца XIX — начала XX веков стал третьим поворотом в прорезном декоре. От классики начали отходить. Прорезные орнаменты наносились чуть ли не на каждую доску купеческого дома. Особняки утопали в деревянных кружевах, теряя очертания, будто цветущий куст сирени.

Выставочные павильоны, палубы пароходов, ярмарочные ворота пестрят с черно-белых фотографий того периода плотной паутиной парадной напыщенности.

К тому времени каждый крестьянин и городской домовладелец считал нужным украсить резьбой окна, карнизы, крыльцо, фронтоны, балконные навесы.

Резные наличники на окна в деревянном доме

Частые зубцы копий — это «гребешок». Режется просто: сверлятся на одинаковом расстоянии отверстия, к ним под углом делают треугольные запилы. «Елочки» технологией изготовления похожи на «гребни». У этого традиционного орнамента два запила к отверстию начинаются близко и почти под одинаковым углом.

«Волну» выбивали стамеской. Выемки «сердечком» — это два рядом стоящих отверстия с прорезом «галочкой». «Ёлочки» по обеим сторонам заканчивали «шишками» или гроздьями ягод. Никогда не прекращали резать «последний сноп» — вертикальную доску с частым гребнем внизу. «Сноп» — всегда на виду, на фронтоне крыльца. Конек может венчать конская голова.

Купцы ввели моду на веранды — крытые остекленные террасы для лета. Стекло полагалось защищать от града — оклеивать деревянными звездами.

Восточные мотивы

Лотосы, меандры — влияние Китая. С Востоком начали торговать, там учились. Беседки на шести столпах для раздумий и чаепития «а-ля Конфуций» украшали так называемыми полотенцами с кистями и волнами («змейками»), вырезая их полукруглой стамеской.

Мордва и татары чтят мусульманские традиции. У них в резьбе — лотосы, тюльпаны, рога яков и овец.

Модернистские узоры

Трансформация номер четыре произошла под влиянием изысканных стилей «модерн» и «ампир». Плавное перетекание линий у «змеек» сменили резкие изломы сопряженных дуг (в точке излома выпуклый контур превращается в контур вогнутый — как в латинской букве омега). Лист лотоса с его радиальными линиями от центра, похожим на Ω основанием стебля, цикламены, другие геометрические построения, называемые циклоидами, нашли применение в домовой резьбе начала XX века. Мотив «египетская пальметта» зачастую ошибочно трактовался как папоротник, но главное, что он нравился, а потому в деревянные резные наличники пальметту включали часто.

Не правдивые теории и современный мастер

Множество надуманных теорий о происхождении (этимологии) того или иного орнамента не должны пугать приступившего к работе владельца деревянного дома. Вьющаяся линия т. н. «змейки» — упрощенный рисунок рельефа.

Точно так же не нужно страшиться ромбов. Существует мнение, что якобы они — символ славянской богини болот Макоши. Но ромб больше на озерцо похож, его часто голубым подкрашивают. Страшное и неприятное в приемы украшения проникнуть не может по определению. Даже львы на древнейших суздальских храмах улыбаются.

Наличники на окна своими руками

Приступать к изготовлению резных наличников лучше осенью: приложенный к окну шаблон из картона виден издалека, кроны деревьев не мешают.

  • Не мельчить в деталях: мелкое — трудоемко, легко колется, издалека полосы шириной 2 см сливаются с окружением;
  • Фрагменты должны быть выразительными, с мотивами, используемыми в конкретной местности;
  • Лучше фрагмент вращать и растягивать, чем каждый раз выдумывать новое, тем более что повторами достигается стилистическое единство;
  • Нельзя для подкладов (оснований) мелких деталей использовать низкосортную древесину — слишком смолистую, сучковатую, крученую; и совсем никогда — из лиственных пород;
  • Примыкание к оконным переплетам должно быть плотным, доски основания тщательно пропитывают защитными растворами;
  • Фрагменты орнаментов по контуру ошкуривают, так как в заусенцах легко заводится плесень;
  • Нельзя экономить пропитывающий состав: защищать тыльную сторону обналички — обязательно;
  • Лучшее крепление обналички — бронзированные гвозди (или саморезы) плюс монтажный клей для наружных работ, нанесенный по контуру.

Начиная не спеша, со вкусами, себе в удовольствие, можно оформить дом в лучших традициях русского деревянного зодчества. Помнящие, что не напыщенная оригинальность является основой красоты, а только утонченный вкус, чувство меры, становятся востребованными мастерами.

Читать еще:  Декоративное окно на стене с подсветкой своими руками

Наличники как оберег и индивидуальность каждого дома. Резные хранители

Резьба на наличниках в деревянных домах всегда привлекает взгляд и придает дому индивидуальность и как оказалось это не просто резьба, в ней скрыт сакральный смысл, который оберегал и защищал дом от напастей и служил своеобразным оберегом.

Можно просто отмахнуться и сказать, что это все ерунда и “бабушкины сказки”, но не заметить того, что они все сделаны по одному принципу и строгой стилистики оформления просто невозможно.

Как видно на этой фотографии наличники строго индивидуальны по городам и регионам и отличаются друг от друга не только резьбой но и формой.

У них есть очень много общего и как утверждают специалисты это сделано не только для красоты, но и имеет определенный смысл. Наличники служили своеобразной защитой от злых духов и защищали дом и его жильцов.

Каждый уважающий себя и свою работу мастер стремился к совершенству своего труда и наличники, (само слово говорит, что на лице дома) служат не только защитой окон и стен дома, но и рассказывают знающим людям для кого построен этот дом, а также выполняют пожелания хозяина создать уют и уберечься от бед и невзгод.

Как мы видим каждый узор имел смысл. Все что делали резчики подчинялось строгим канонам защиты и оберега дома и его хозяев.

Все эти узоры напрямую связаны с дохристианскими верованиями и правилами передающимися мастерами резьбы своим ученикам из поколения в поколение. В Томске переплелись различные формы и методы резьбы из разных городов Российской Империи, но стиль выдержан очень четко и его не перепутаешь ни с чем.

В верхней части, навершии, символизирующей жизненную основу всегда заключено самое главное, что хотел изобразить мастер и то что просил у него заказчик.

Если навершия нет, то на фризовой доске, а по боковинам изображались обереги и знаки защиты от темных сил, как бы усиливая эффект защиты.

Кружевная резьба вокруг так же имеет двойной смысл и каждый ее завиток имел определенное значение.

Процесс расшифровки не завершен, а эти шедевры созданные мастерами постепенно исчезают и придет время, когда от этого останутся только воспоминания.

Резчики по дереву основой своей работы считали правильно выбранный материал и переезжая на работу в другой город, везли заготовки с собой. Запас заготовок для резьбы постоянно пополнялся и были специалисты именно по заготовлению древесины для резьбы, наличников, оконных блоков и дверей и т.д., именно к ним шли резчики за материалом для резьбы.

Материал очень огромен и дать его сразу не представляется возможным. У меня дана сноска на источник, читайте, если вам интересно.

О чём рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

Такими были оконные наличники до 17-го века.

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил – “тверди небесных”, “хлябей небесных” и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

Сложная резьба на оконных наличниках.

Оформление окна дома – своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-х уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги – изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

Солнышко садится и снова восходит.

Наличник как оберег.

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.

Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-угольная или 8-угольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.

Почти сказочное окошко.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]