6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делать тротуарную дорожку из бетона

Как делается садовая дорожка из бетона своими руками

Садовая дорожка из бетона своими руками — это простой и недорогой способ привести в порядок свой двор, сделать его красивым и аккуратным. Бетонное покрытие обладает множеством преимуществ, среди которых особенно выделяется простота обустройства и высокие эксплуатационные свойства.

Выбор места для дорожки на даче

Бетонирование дорожек — это самый простой в техническом плане и доступный способ облагораживания обычных тропинок. Выполнить его можно самостоятельно, причем в очень сжатые сроки.

Основная функция, которую возлагают на садовую дорожку — коммуникация между собой разных частей дома или дачи. Она должна оптимально связывать помещения и территории различного предназначения. Чтобы выбрать оптимальное место расположения бетонных тропинок, используют несколько методов. При этом необходимо составление подробной схемы участка, на которой указаны все постройки. Перед тем, как сделать тропинки, территорию делят на функциональные зоны: жилую, зону сада, огорода,отдыха. В каждой части садовые дорожки из бетона могут иметь разный вид и ширину.

Их конфигурация практически всегда является самой оптимальной.

Важно определить оптимальную ширину дорожек на даче. Она зависит от места их расположения и частоты использования. Например, тропинка, идущая через сад, будет довольно узкой — это позволит сэкономить полезную площадь. Следует разделить бетонные пути сообщения на несколько групп — к первой, самой широкой, отнести пешеходные тротуары у дома или гаража, ко второй — вспомогательные тропинки к хозяйственным помещениям, и к третьей — дополнительные, узкие дорожки между деревьями в саду или на огороде.

Материалы и инструменты

Изготовление тропинок — довольно простой процесс, не требующий наличия дорогостоящих инструментов или материалов. Все, что вам понадобиться — это деревянные доски для опалубки, колышки для ее установки, молоток, ведро и лопата. Из материалов нужно будет приобрести несколько мешков цемента марки М400 или выше, мелкий щебень, гравий или гранитный отсев для дренажного слоя. Нелишним будет и наличие бетономешалки, но при небольших фронтах работ можно обойтись большим ведром или металлическим корытом.

Инструменты для изготовления тропинок

Если требуется сделать дорожку под машину, необходима готовая арматурная сетка либо стальные прутья диаметром около 7-8 мм. Такая конструкция будет способна выдержать вес проходящего транспорта, не разрушаясь при этом.

Последующее оформление тропинок осуществляется при помощи различных декоративных элементов — фрагментов камня и кирпича, красителей и защитных составов. Их применение зависит от ваших пожеланий и фантазии.

Этапы создания тропинок

Устройство садовых дорожек на даче начинается с подготовки основания под них. Для этого по всей ширине снимают слой почвы до глубины от 20 до 40 см в зависимости от предназначения конструкции. Землю утрамбовывают, после чего устилают геотекстилем. Этот нетканый материал предотвратит проседание строительных материалов и будет эффективно отводить влагу в нижние слои.

На геотекстиль засыпают небольшой слой песка, выравнивают его, увлажняют водой и утрамбовывают. На песок нелишним будет положить второй дренажный слой, состоящий из гравия, мелкого щебня или гранитного отсева. Его также выравнивают, при этом в центральной части насыпь делают на несколько сантиметров толще — это позволит дренажу эффективно сбрасывать воду в стороны, предотвращая ее накопление.

Следующий этап — установка деревянной опалубки. Она служит для того, чтобы заливка бетона шла ровным слоем, а материал не выходил из зоны строительства. Доски опалубки ставят вертикально, причем слой гравия или щебня при этом должен находиться на 5-7 см ниже уровня почвы. Так мы сможем получить дорожку, которая будет возвышаться над участком, что предотвратит ее затопление водой или загрязнение почвой во время дождя. Слишком высокой конструкцию делать не стоит, так как в темное время суток об нее можно будет споткнуться. Опалубка должна иметь хотя бы одну ровную сторону. Эта сторона будет обращена к дорожке, делая ее торцевую поверхность прямой. Для того, чтобы обеспечить небольшой уклон дорожки, одну из частей опалубки (не имеет значения — левую или правую) делают на 1 см ниже.

Далее нужно определиться, нужно ли дополнить структуру дорожки армирующими элементами. Если предполагается значительная нагрузка, например, тротуар будет пересекаться с автомобильными подъездными путями, то наличие арматуры в составе будет нелишним. В остальных случаях, бетон будет способен выполнять свои функции и в чистом виде.

Арматуру укладывают на последний дренажный слой, состоящий из гравия или щебня. Для лучшего эффекта, ее на несколько сантиметров приподнимают над поверхностью, так она попадет в центральную часть бетона, обеспечивая хорошую жесткость. Используют как стандартную сетку для стяжки, кладочную сетку, так и обычные стальные прутья, связанные между собой при помощи проволоки с короткими фрагментами. Оптимальный размер армирующей сетки 10х10 см, при толщине прутьев около 8 мм.

Как правильно залить бетон? Основная проблема — выбор марки цемента и различных наполнителей, от которых будет зависеть состав бетона. Оптимальные пропорции следующие:

  • цемент марки М400 или выше — 1 часть;
  • промытый песок — 3 части;
  • мелкий щебень или гранитный отсев — от 1 до 3 частей;
  • вода — ее количество следует подбирать постепенно, добываясь такой консистенции состава, при которой бетон будет не растекаться по всей площади, а сохранять форму после заливки.

Смешивать бетон можно при помощи лопаты в обычном металлическом ведре, или любой другой подходящей емкости. При значительных объемах работ, вам может понадобиться бетономешалка. Ее необязательно приобретать, лучше просто взять в аренду.

Перед тем, как залить дорожку, следует убедиться, что подготовительные работы проведены правильно: опалубка установлена без щелей, арматура приподнята над поверхностью, в зоне работ не должно быть грязи, опавших листьев или веток. Обязательно нужно рассчитать свои силы, ведь бетон нужно будет залить за один день. Если оставить работу недоделанной, повысится вероятность возникновения трещин между частями, заливка которых осуществлялась в разное время. Укладка смеси производится таким образом, чтобы до краев наполнить опалубку. При этом следует осуществлять легкие постукивания резиновым молотком по боковым сторонам досок — это поможет пузырькам воздуха выходить наружу.

Выравнивают поверхность импровизированным инструментом — правилом. Оно являет собой обычную деревянную доску, ширина которой на несколько сантиметров больше, чем у тропинки. Благодаря тому, что опалубка сделана с незначительным перепадом высоты сторон, выровненный бетон получит необходимый уклон.

После окончания основной работы поверхность дорожки накрывают полиэтиленовой пленкой. Она служит не только для защиты от дождя, но и помогает бетону удерживать внутри собственную влагу, необходимую для медленного схватывания, так как быстрое высыхание состава приводит появлению трещин.

Приемы оформления тропинок

Серая дорожка на бетонной основе с ровной поверхностью очень практична, но выглядит несколько уныло. Для того, чтобы разнообразить ее внешний вид, используют различные приемы оформления. Их можно разделить на несколько типов:

Создание фактурной поверхности. Используя фигурные формы, на бетоне делают фактуру «под камень». Такого эффекта также можно достичь, рисуя неглубокие канавки на еще влажном бетоне. В процессе эксплуатации в канавки будет попадать почва, которая начнет зарастать мхом и травой, делая отдельные элементы более заметными.

Влажный цемент можно выстелить опавшими листьями, слегка прижимая их к поверхности. Они создадут уникальный и красивый «осенний» рисунок дорожки в саду.

Создание фактурной поверхности

Окраска бетона. Данный способ отлично подойдет на садовом участке, если вы хотите придать тропинкам оригинальный вид. Окраска может осуществляться сразу после застывания бетона — в таком случае получится равномерный слой яркого цвета. Недостатком такого способа является недолговечность покрытия: краску на дачных тротуарах придется время от времени обновлять.

Второй способ — внесение красителя непосредственно в состав бетона. Такая дорожка получит равномерную окраску на всю глубину. Еще один из распространенных методов декорирования — пропитка жидким стеклом. Тропинки на даче, созданные таким способом, имеют ровную, глянцевую поверхность. Лучше всего применять жидкое стекло для фактурных поверхностей — такая дорожка будет красивой, но не скользкой.

Украшение поверхности каменными плитками, кирпичами или тротуарной плиткой. Такие фрагменты полностью вдавливают в еще свежий раствор, обеспечивая не только художественный эффект, но и повышая сцепление обуви с поверхностью бетона.

Бетонные дорожки своими руками позволяют не только сэкономить средства, которые могли быть использованы на покупку дорогостоящей тротуарной плитки, но и оформить приусадебную территорию по своим предпочтениям.

Работы по такому оформлению усадьбы под силу провести даже новичкам, ведь они не требуют применения сложной техники или дорогих инструментов

Полученный результат обязательно порадует вас, сделав перемещение по территории дачи приятным и комфортным.

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.
Читать еще:  Какой фундамент для гаража из пескоблока

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Бетонные дорожки в саду: особенности видов, технология укладки, уход

На дачном участке без аллей не обойтись. Поэтому не удивительно, что каждому хозяину хочется сделать недорогое, но долговечное покрытие, которое не будет нуждаться в ежегодном ремонте.

Читать еще:  Теплоизоляция для крыши что лучше

Рекомендуем рассмотреть такой вариант, как садовая дорожка из бетона.

Это хорошая альтернатива натуральному камню, кирпичу или тротуарной плитке. Цена материала невысока, а технология строительства не требует специальных навыков.

Виды бетонного материала для создания тропинок

Для укладки дорожек используется несколько форм сырья. Их выбор зависит от назначения будущей аллеи, предпочтений хозяев, типа ландшафтного дизайна.

Среди основных преимуществ применения бетона выделяют:

  • длительный срок службы;
  • высокую прочность;
  • устойчивость к воздействию внешней среды;
  • способность выдерживать большие нагрузки;
  • низкую цену;
  • возможность самостоятельного монтажа и декорирования.

Фото: дорожка из плит

Однако стоит учитывать, что этот материал не подойдет для монтажа на подвижных грунтах. Поверхность начнет покрываться трещинами.

Кроме того, бетонные аллеи считаются капитальными сооружениями, расположение которых невозможно исправить. Поэтому еще на этапе планирования следует правильно выбрать направление и определить, что будет находиться вокруг тропинок.

С использованием форм

Чаще всего изготавливают из износостойкого пластика. В готовом виде они имитируют брусчатку или тротуарную плитку. Добавление в раствор красителей позволяет создать на участке разноцветные дорожки. Подробнее узнать о технологии заливки форм вы можете из статьи: «Садовая дорожка при помощи формы».

Кроме общеизвестных плюсов бетона имеются и другие:

  • быстрота создания садовых тропинок;
  • легкость укладки, которая по силам одному человеку;
  • экономный расход материалов;
  • низкая цена.

Возможные минусы в том, что:

  • при недостаточном увлажнении на поверхности образуются трещины;
  • некачественный замес раствора с цементом сомнительного качества сделает тропинку хрупкой, так что она начнет крошиться;
  • в смесь нужно добавлять пластификаторы.

Для заливки форм строители рекомендуют брать цемент марки не ниже М500.

Штампованный бетон

От обычного отличается тем, что его поверхность подвергают прессованию. В результате чего этот материал успешно имитирует камень, кирпич, мрамор или дерево. Популярно нанесение штампов в виде следов, фигур зверей.

Фото: площадка выложенная из штампованного бетона

К стандартным преимуществам штампованного бетона нужно добавить то, что:

  • покрытие не выгорает на солнце;
  • обладание противоскользящими свойствами;
  • не вступает в реакцию с химикатами;
  • удачно имитирует другие материалы.
  • высокая стоимость;
  • необходимость в ежегодном уходе, нанесении гидрофобных средств.

Декоративный тип бетона используют при обустройстве приусадебных территорий за счет его интересного внешнего вида и возможности оформления дорожек в стиле, подходящем ландшафтному дизайну.

Плитка

Востребована при создании пешеходных зон, подъездных путей для автомобилей. Делают тропинки в виде волны, квадрата, треугольника и не только.

Из плюсов стоит выделить:

  • экономный расход материала, а значит и денег;
  • большой выбор цветов, форм плит;
  • по цене эта плитка в 2 раза дешевле тротуарной;
  • возможность ремонта, замены отдельных частей;
  • устойчивость к высоким, до 10 т, нагрузкам.
  • необходимость ежегодной обработки влагостойкими составами;
  • в случае нарушения технологии укладки покрытие может даь трещины.

Монолит

Наиболее простой вид бетонной дорожки. В неглубокую траншею на подготовленное основание заливают раствор и выравнивают.

Фото: монолитный вариант дорожки в саду

Обязательный этап строительства – сборка опалубки.

Плюсы и минусы использования аналогичны предыдущим вариантам.

Подробнее с технологией создания монолитной дорожки вы ознакомитесь ниже.

Цветной бетон

На фото представлена бетонная аллея, которую окрасили в разные цвета.

Окрашивают материал двумя способами:

  • добавляют красящий порошок в раствор на этапе замеса;
  • покрывают отдельные части готовой тропинки акриловой, кислотной краской с глубоким проникновением.

Плюсы и минусы схожи с другими видами материала.

Создаем дорожку своими руками

Остановимся на рассмотрении технологии заливки монолита. Об основных этапах строительства вы можете прочитать и в других наших статьях:


  • Подбираем размеры тропки

    Ширина напрямую зависит от функционального назначения. К примеру, дорожка от дома к беседке или летней кухне по ширине должна быть не менее 2 метров, чтобы рядом могли идти два человека.

    Для наглядности рекомендуется начертить схему расположения будущих аллей. Нужно учесть:

    • особенности рельефа;
    • тип грунта;
    • места прохождения коммуникаций.

    Не стоит забывать про дренаж тропки и выполнять мощение под небольшим уклоном для стока дождевой воды.

    Выбираем материалы и инструменты

    Фото: необходимый инструмент

    Для работы следует подготовить:

    • лопату;
    • колышки, веревку или шнур (для разметки);
    • уровень;
    • ведро для воды;
    • строительный миксер или бетономешалку (в зависимости от площади обрабатываемого участка);
    • чистый песок;
    • тачку;

    Фото: замешивание цементного раствора

    Когда всё необходимое готово, можно переходить к следующему этапу.

    Делаем разметку участка

    Выполняется в соответствии с чертежом дорожки. По бокам будущей тропки устанавливаются колышки, натягивается веревка необходимой длины.

    Фото: размечаем участок

    Подготовка основания

    На обрабатываемом участке удаляются сорняки, корни растений, пни. При необходимости место обрабатывается химикатами. Снимается 5 см верхнего слоя грунта. Дно трамбуется.

    Как правильно приготовить бетонный раствор

    Оптимальная марка цемента – М500.

    По отзывам строителей, наиболее прочный бетон получится в пропорции 1:3, где на одну часть цемента идут три части чистого песка.

    Усилит консистенцию цементного раствора добавление гравия и пластификаторов. Последние придадут смеси пластичности.

    Вода вливается постепенно, поскольку большое количество жидкости в составе снижает прочность материала. По консистенции должна получиться густая сметана.

    Стоит заметить, что качество бетона, перемешанного вручную, в разы ниже, чем на бетономешалке.

  • Подробнее о том, как приготовить раствор и нужно ли добавлять в него пластификаторы вы можете прочитать в наших предыдущих статьях:

    Собираем опалубку

    Если при кладке плитки создавать ее не обязательно, то для заливки монолитного покрытия она необходима, так как способствует удержанию раствора на одном уровне до его окончательного застывания. Зачастую ее сбивают из досок или фанеры. Устанавливается опалубка сразу по всей длине дорожки или монтируется по частям по мере заливки раствора.

    Фото: подготовка опалубки для заливки отмостки дома

    На дно траншеи ставятся колышки, к которым проволокой, гвоздями крепятся доски.

    Для создания гидроизоляционного слоя дно опалубки застилается полиэтиленовой пленкой. Это предотвратит поглощение бетоном воды из грунта и повысит морозостойкость покрытия.

    Создаем подушку

    Когда опалубка собрана, следует приступать к засыпке песчаного слоя. Он будет выполнять функцию дренажа дорожки. Сверху пленки либо агроволокна высыпается чистый, желательно влажный, песок и равномерно распределяется по участку. Для большей надежности под низ можно утрамбовать тонкий слой щебня или гравия. Далее подушка увлажняется, трамбуется.

    Фото: утрамбовывается песчанная подушка

    Выполняем армирование

    Металлические элементы внутри бетона продлевают срок его службы, не дают поверхности трескаться, уменьшают толщину слоя раствора. Чтобы снизить затраты на материалы, можно использовать старую проволоку, сетку, трубы.

    Но лучший вариант – арматура с ячейкой сетки не более 10*10 см. Располагают ее посередине траншеи, закрепив фиксаторами или проволокой.

    Процесс заливки

    Стоит учесть, что для пешеходной дорожки достаточно толщины бетонного раствора в 5 см, для подъездных путей и участков с большими нагрузками слой должен быть от 8 см и выше.

    Замес проводится в соотношении 1:3. Цемент перемешивают с песком в сухом виде, затем постепенно добавляют вода. Каждую порцию раствора следует сразу разравнивать провилом. Залитую поверхность уплотняют до выделения цементного молочка. Как только бетон начал схватываться, все неровности устраняют шпателем. После чего можно приступать к декорированию.

    Для хорошего застывания бетона рекомендуется его увлажнять водой или накрывать полиэтиленовой пленкой. Через три дня можно снимать пленку и аккуратно разбирать опалубку.

    Оформляем и украшаем

    Оптимальный срок начала декорирования – спустя сутки после заливки раствора. С помощью железного прута на поверхности создают орнаменты, выполняют имитацию плитки, рисуя контуры. Кроме того, бетон можно окрашивать в разные цвета акриловой краской – дорожка получится яркой и интересной.

    Для придания блеска наносят специальные пропитки, полироль, жидкое стекло. С этим отлично справляются фтористый силикат, средства на основе воска.

    Рекомендации по уходу

    Для продления срока службы бетонного покрытия его следует ежегодно обрабатывать гидрофобными средствами. Не стоит использовать зимой для очистки от снега железную лопату. Даже при малом обледенении тропинки ее нужно посыпать песком, но не солью. В противном случае покрытие со временем начнет крошиться.

    Для садовых аллей бетон – надежный материал по доступной цене. А самостоятельное мощение и декорирование бетонных дорожек сделают их оригинальным дополнением к ландшафтному дизайну вашего двора.

    Красивые садовые дорожки из бетона: заливаем своими руками

    Сделать садовые дорожки из бетона своими руками настолько просто, что справиться с этим можно даже в одиночку. Самая сложная операция — это замес раствора для заливки. Но решить проблему удается при помощи бетономешалки или использования тротуарной плиты из бетона. Элементы невелики по размеру и весят столько, что их легко переносить и укладывать на заранее подготовленную основу.

    Виды бетонного материала для создания тропинок

    Искусственный камень, которым мостят дорожки, можно купить в готовом виде. К разновидностям материала относят вибропрессованную и вибролитую плиту и брусчатку. Изготовить элементы для мощения дорожки легко собственными руками. При этом удается сэкономить на покупке материала, т. к. ингредиенты раствора стоят дешевле, чем готовые детали кладки.

    С использованием форм

    Готовые пластиковые или самодельные формы позволяют имитировать натуральный камень и кладку из брусчатки. Приложив фантазию, домашний мастер может изготовить необычные плиты для мощения садовых тропинок. Самое простое — купить готовые формы. Они позволяют производить работы без перерыва на схватывание бетона.

    Формы-опалубки легко изготовить своими руками, соединяя рейки в прямоугольники или другие геометрические фигуры. Для выемки нужно сделать ручки, а поверхность обработать маслом (автомобильной отработкой).

    Штампованный бетон

    Для изготовления рисунка на поверхности монолита применяют и специальные формы-штампы. Выбрать такие легко по своему вкусу в любом строительном магазине. Изделия дешевые и отличаются большим ассортиментом.

    Принцип их использования состоит в отпечатывании рисунка, имитирующего брусчатку, камень и пр. на поверхности свежезалитого раствора. После съема формы остается фактурный отпечаток. Штамп используют сразу же для декорирования поверхности рядом с уже полученными отпечатками.

    Плитка

    Готовую плитку в большом ассортименте предлагают торговые организации. Существует множество вариантов ее исполнения: брусчатка, фигурные мозаичные детали, фактурная с узорчатой поверхностью или имитацией древесины или ценных пород камня. Но изготовить бетонные плиты для мощения можно и своими руками.

    Для самодельных форм с имитацией каменного покрытия потребуется немного жести. Металл произвольно мнут, придавая листу сходство с рваным камнем, а затем по периметру набивают брусок для опалубки. Форма такой плитки может быть разной.

    Фантазийный вариант получают при использовании подручных материалов: спила древесины, досок, крупных листьев лопуха или полиэтиленовой пленки. Из материала с выраженной фактурой делают дно формы, а боковые стороны легко изготовить из бруска или полиэтилена. Например, плитка-лист заливается в форму из пленки, на дне которой укладывают крупный лист лопуха.

    Края пленки приподнимают и на нужную высоту подсыпают песок по контуру листа. Заливку производят с армированием, готовую деталь вынимают из формы и досушивают на ровной поверхности. Все элементы кладки получатся разными, но лист для каждой плиты нужен новый.

    Монолит

    Дорожка из монолитного бетона отличается долговечностью. При правильно выполненной заливке бетон способен служить несколько десятилетий. Поверхность такой дорожки можно оставить ровной, но чаще применяют декоративную разделку, имитирующую мощение.

    Цветной бетон

    Придать бетону цвет удается добавлением колеров прямо в раствор. При этом покрытие не выгорает на солнце, а окрашенный слой не стирается: цвет приобретает весь монолит дорожки. Для экономии колера можно заливать нижние слои простым составом без окрашивания, а верхний слой сделать цветным. К окрашенному бетону применяют те же способы декорирования, что и к простому: его можно укладывать в формы, отштамповать на нем декоративный рисунок и т. п.

    Преимущества и недостатки дорожек из бетона

    Как и любой материал, бетон имеет и достоинства, и недостатки. К преимуществам этого покрытия относят:

    • прочность и износоустойчивость;
    • низкое влагопоглощение: даже в дождливый сезон вода поникает не слишком глубоко в монолит;
    • удобно ухаживать: бетон можно мыть, подметать, удаляя все загрязнения;
    • демократичная цена, которая окажется ниже, чем мощение натуральными или искусственными материалами;
    • декоративность покрытия: для достижения разных эффектов применяют несложные технологии;
    • возможность залить дорожку любой конфигурации;
    • простота работ и доступность для самостоятельного выполнения;
    • сочетаемость с любым декором, растениями, строениями и пригодность для любого стиля ландшафта;
    • дача с бетонными дорожками приобретает ухоженный вид.

    К недостаткам относится способность впитывать воду, хотя и в малой степени. При проникновении влаги в бетон он постепенно разрушается. Защитить верхний слой и сделать его более влагостойким позволяют специальные пропитки.

    Создаем дорожку своими руками

    Самостоятельное устройство дорожек позволяет сделать дачный участок еще более комфортным для проживания. На поверхности бетонных тропок не бывает грязи даже в сильный дождь. Чтобы сделать пешеходные зоны удобными, желательно использовать уже имеющиеся направления, по которым передвигаются жители участка. Из бетона удобно сделать и мощение пола в беседке или на площадке для барбекю, формируя их одновременно с тропинками.

    Подбираем размеры тропки

    Ширина садовой дороги может быть любой, какая удобна для хозяев. Чаще всего ширину делают такой, чтобы пройти вдвоем. Но для экономии времени и материала нерационально заливать и слишком широкие трассы. Наиболее удобны размеры по ширине в диапазоне 80-120 см. Длина определяется необходимостью перехода из одного места участка в другое.

    При формировании монолитной тропы важно сделать разрывы для температурной компенсации. Для этого через каждые 1,5-2 м на дорожке делают шов, заполняя его песком или другим подвижным эластичным материалом. Все размеры и формы изгибов переносят на план участка.

    Выбираем материалы и инструменты

    Бетонные работы требуют применения обязательных компонентов. Строгие требования предъявляют только к цементу: он должен быть свежий, не слежавшийся. Лучше всего взять марку М400 или М500, допускается применение цемента с добавками шлака.

    Наполнители для раствора — песок или ПГС и щебень средней фракции. При составлении смеси для раствора берут не весовые, а объемные пропорции (например, за 1 часть считают ведро), поэтому влажность компонентов не имеет решающего значения.

    Для армирования бетона потребуется приобрести сварную арматурную сетку с ячейками 10х10 см.

    Кроме компонентов бетона нужными материалами окажутся доски или фанера для сборки опалубки. Если дорожка должна иметь плавные изгибы, используют фанеру: она способна образовывать радиальные линии.

    Кроме материалов, из которых готовят раствор, домашнему мастеру пригодятся следующие инструменты:

    • рулетка;
    • строительный уровень;
    • правило для формирования стяжки;
    • лопата;
    • емкости для замеса и переноса раствора или бетономешалка емкостью около 20 л;
    • декоративные принадлежности (штампы, формы и т. д.).

    Для разметки участка нужны колья и прочный шнур.

    Делаем разметку участка

    Руководствуясь составленным планом участка, разметить расположение и ширину тропинок. По нужным направлениям вбить линию колышков с шагом 1,5-2 м на прямых участках и 50-70 см на плавных изгибах. Если дорожка ломаной формы, то кол вбивают обязательно в месте смены направления. На колья натянуть шнур.

    После провешивания первой линии отмеряют от каждого кола ширину дорожки перпендикулярно натянутой бечевке. Так, ширина получится равномерной по всей длине тропы. В точках, полученных при измерениях, ставят колья. На дуговидных участках ширину отмечают по такому же принципу, но следует учесть, что расстояние между вновь устанавливаемыми кольями будет отличаться от шага вешек на первой линии. При необходимости можно установить дополнительные опоры для шнура, чтобы получить более плавный изгиб.

    Разметку площадок производят по меркам длины и ширины согласно проекту, а круглые площадки удобнее расчертить при помощи шнура с 2 кольями, расстояние между которыми равно радиусу. Один кол вбивают в центре, а вторым обводят окружность.

    Подготовка основания

    После разметки и внесения исправлений в конфигурацию тропинок переходят к формированию котлована. Траншея под дорожку выкапывается между шнурами разметки. Ее необходимо углубить на 25-30 см и выровнять дно. Если слой плодородного грунта больше указанной глубины, желательно снять его до глины, чтобы основание тропинки было устойчивее.

    Как правильно приготовить бетонный раствор?

    Для приготовления раствора берут 1 часть цемента, 3 части песка и 4 части щебня. При небольших объемах работ смешивание проводят вручную, в широком устойчивом корыте. Перемешивать удобнее всего огородной тяпкой. Для приготовления большого количества раствора применяют бетономешалки.

    Сначала смешивают сухие составляющие, равномерно распределяя цемент в массе наполнителей. После этого начинают добавлять воду. Ее пропорция составляет примерно 0,5 части. Измерение производят той же емкостью, которой меряли сухие компоненты. Если раствор получился не слишком пластичным, жидкость добавляют маленькими порциями пока консистенция не станет похожа на густую сметану. Излишек воды нежелателен.

    Раствор заливают в подготовленную траншею до уровня почвы. Его следует немного утрамбовать виброустановкой или специально изготовленной трамбовкой из древка и закрепленной на нем доски или фанеры. Готовят раствор непосредственно перед заливкой, изготовить необходимое количество нужно до начала схватывании (примерно в течение 30 минут).

    Собираем опалубку

    Чтобы приподнять поверхность бетонной дорожки над грунтом, по краю траншеи ставят опалубку из фанеры или досок, укрепляя их кольями снаружи и поперечными распорками из бруска внутри. Высота опалубки немного выше желаемой высоты дороги, а распорки ставят выше уровня заливки бетона.

    Внутри подготовленной опалубки можно размещать формы для заливки. Надземный слой является финишным, поэтому его можно и окрасить.

    Создаем подушку

    В котлован насыпают подушку из песка или ПГС. Толщина слоя составляет 10-15 см. Песок рекомендуется полить водой и утрамбовать. В подготовленное ложе можно заливать бетонный раствор.

    Выполняем армирование

    Перед армированием нужно залить 3-5 см бетона в траншею и утрамбовать его, заполняя все неровности грунта. Поверх этого слоя разложить жесткую арматурную сетку. Рабица для этой цели не применяется, т.к. она слишком пластична и не придаст монолиту нужной прочности.

    Процесс заливки

    Замешанный бетонный раствор выливают в траншею и распределяют по всей площади. Чтобы бетон был плотнее, его трамбуют, удаляя пузыри воздуха. При заливке форм заполняют установленные пластиковые опалубки и зазоры между ними и краями траншеи. Через 10-20 минут формы уже можно вынуть и переставить для заливки следующего отрезка дороги. Готовить нужно столько раствора, чтобы израсходовать его для заполнения форм на одном участке одновременно.

    Оформляем и украшаем

    Если применяется не заливка формы, а другой способ отделки, то первую заливку проводят до уровня почвы. После его выравнивания кладут 7-10 см финишного слоя. Его поверхность оформляют следующими способами:

    1. Используют покупные или самодельные штампы. Для самостоятельного их изготовления применяют мятую жесть, толстую полиэтиленовую пленку, доски. Эти материалы плотно прижимают к влажному бетону. Он деформируется, приобретая фактуру штампов. Дополнительно можно провести или отпечатать линии, имитирующие швы между плитами природного или пиленого камня.
    2. Окрашенный слой можно просто расчертить произвольными мозаичными элементами.
    3. Сделать округлые контуры и руками сформовать поверхность, имитирующую булыжник.

    Если используются бетонные плиты, то на залитый слой основы их крепят при помощи цементно-песчаного раствора в пропорции 1:3. Для этой смеси используют только мелкий сеяный песок. Раствор применяют так же, как при монтаже кафельной плитки, заменяя им клеевой состав.

    Промежутки между плитами забивают песком и поливают для уплотнения.

    Чтобы дорожное покрытие приобрело водоотталкивающие свойства и меньше разрушалось, его можно пропитать специальными гидрофобными составами или втереть в поверхность масляную отработку. Эта процедура проводится только после полного высыхания бетона (через 21 день).

    Рекомендации по уходу

    Бетонные дорожные покрытия в процессе эксплуатации моют или подметают, устраняя загрязнения.

    Зимой при попытках устранения наледи не рекомендуется использовать лом. Этот инструмент оставляет зазубрины на поверхности бетона и может расколоть тонкие плиты. Аккуратно удалить лед можно скребком-ледоколом, передвигая его под острым углом к поверхности.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Для любых предложений по сайту: [email protected]