Батареи в доме имеются но отопления нет
Отопление дали, а батареи остались холодными: что нужно делать
Начало сезона отопления жильцы многоэтажных домов ждут с нетерпением: наконец в квартире станет тепло, и не нужно будет использовать электрические обогреватели. Однако часто возникает такая ситуация: тепло уже пустили, а батареи почему-то остались холодными. Что делать?
Почему батареи в квартире холодные, выясняем причины
Сначала нужно убедиться в том, что отопление действительно дали, и в систему обогрева квартиры поступает теплоноситель нужной температуры. Стоит начинать беспокоится если:
- стояки горячие, а радиаторы нет,
- у соседей есть тепло, а у вас нет,
- батарея прогревается не полностью (только снизу или сверху, или с одной из сторон),
- радиатор слегка теплый, а стояк кипяток,
- трубы сильно шумели более двух дней, но тепло так и не поступает в квартиру,
- вам в ЖЕК сказали, что в вашем доме уже более недели назад дали отопление, а батареи и стояки холодные.
Если у вас шумят стояки, но не прогреваются, значит отопление пока ещё только запускают. Возможно сантехники выгоняют воздух из системы, или обнаружилась течь у кого то в доме. При этом могут многократно заливать воду в систему и сливать её. Если более двух суток, шума в трубах нет, а тепло так и не поступило, уже можно звонить в УК и рассказывать о вашей ситуации.
При отсутствии проблем с центральной сетью среди причин холодных радиаторов выделяют:
- наличие воздушных пробок в системе;
- засор батарей;
- неправильное подключение элементов сети обогрева.
В каждой ситуации потребуется сделать определенный объем работ, чтобы холодные радиаторы стали горячими.
Воздушные пробки
Самая распространенная причина отсутствия циркуляции теплоносителя ─ воздушные пробки, которые образуются из-за нарушения герметичности, быстрого наполнения системы или в результате нагрева воды. Особенно часто они появляются в квартирах верхних этажей. Называется это явление — завоздушивание системы.
Кран Маевского представляет собой пробку, внутри которой встроен конусовидный шток с резьбой, при откручивании которого открывается сквозное отверстие и происходит удаление газовой среды из теплоносителя.
Вот отличное видео от Натальи Пальчевской о том как работает и выглядит кран Маевского, и доступным языком рассказано как спустить воздух. Наталье, огромное спасибо!
В этом видео Игорь Васильевич показывает как установить кран Маевского в старый радиатор и с его помощью удалить воздух из батареи:
Куда обращаться, если нет возможности спустить воздух самостоятельно?
Если отопление включили, а батареи остались холодными, и у вас нет на радиаторах спускных клапанов и кранов Маевского, то следует обратиться в управляющую компанию или ЖЭК и вызвать сантехника для удаления воздуха из системы.
Обычно профилактическую проверку проводят после подачи теплоносителя в систему, чтобы исключить неравномерный ее прогрев.
Ошибки подключения
Еще одна причина, из-за которой батареи могут оставаться холодными, ─ неправильное подключение элементов системы отопления. Самая грубой ошибкой считается соединение радиаторов с трубами, при котором подача воды осуществляется снизу. В этом случае секции нагреваются неравномерно, и часть ее остается холодной. Такое чаще всего характерно для бокового подключения. Что делать, чтобы поверхность радиаторов нагревалась равномерно, и в квартире стало тепло? Для этого нужно правильно соединить их с системой.
Слишком большое количество секций также может способствовать неравномерному прогреванию, поскольку циркуляция теплоносителя затруднена. Улучшить ее поможет специальный удлинитель, подключаемый к трубе, которая подает в батарею горячую воду.
Засор системы обогрева
Часто батареи бывают холодными из-за отложений на внутренних стенках корпуса. Причиной их появления являются различные примеси в составе теплоносителя и продукты взаимодействия горячей воды и металла. Что делать в этом случае?
Прочистку радиаторов в квартире выполняют несколькими способами, каждый из которых требует наличия определенного оснащения и условий исполнения.
Если батарея оборудована кранами на входе и выходе теплоносителя, то ее можно промыть даже при работающем отоплении. Для этого радиатор снимают и загрязнения смывают сильной струей воды. В случае неудачи осадок со стенок корпуса удаляют с помощью химических веществ. После просушки отопительный прибор устанавливается на свое место, а стыки тщательно герметизируются.
Возможно устранение отложений со стенок батарей и без их снятия. Это делают при помощи специального оборудования, применяя следующие способы:
- Химический. Осуществляется с помощью растворов органических и минеральных кислот, щелочи и других составов. Производится с применением специального оснащения, состоящего из насоса, емкости для очищающей жидкости и шлангов. Метод незаменим для стальных труб.
- Гидропневматический. Используется при наличии оборудования, которое может создавать высокое давление. В качестве жидкости для очистки служит вода, за счет которой образуются турбулентные потоки, разрушающие отложения на стенках труб и радиаторов.
- Гидродинамический. Выполняется струей воды под большим давлением, подачу жидкости в труднодоступные места обеспечивают за счет различных насадок. Метод очистки эффективен для элементов обогрева из чугуна и отличается высокой стоимостью.
- Пневмогидроимпульсный. Применяется для батарей и труб, диаметр которых составляет не более 150 мм. Отложения удаляются с помощью водяного пневмопистолета, который может воздействовать точечно.
В результате тщательного изучения причин неравномерного прогрева и грамотного его устранения холодные радиаторы станут горячими, и в жилых помещениях будет комфортная температура.
EuroSantehnik.ru — Все о монтаже отопления, водоснабжения и канализации
«Батареи почти не греют» — такую фразу, либо её варианты часто можно услышать в холодное время года. Иногда такие оценки могут носить чисто субъективный характер. Но, обычно, люди жалуются на неполадки в системе отопления. Чаще неполадки отопления возникают в период сильных похолоданий и (как следствие) максимально напряжённого режима работы отопительных систем.
Конечно, поломки системы отопления случаются, но значительно реже, если подготовка к отопительному сезону произведена вовремя и качественно. Неисправности происходят тогда, когда нагрузки на механизм или систему максимальные. При этом чаще случаются поломки. Однако помимо аварийных отказов системы отопления — холодными батареи могут по ряду других причин.
Иметь достоверную информацию о причинах холодных батарей отопления полезно и для владельцев квартир и для хозяев частных домов. Следует, также знать о возможностях оптимизации системы отопления для повышения эффективности и экономичности её работы.
Вот список причин, из-за которых в доме или квартире появляются холодные батареи:
Неправильные подключения в системе отопления
Правильность проектирования и монтажа системы отопления является основой эффективности обогрева помещений и оптимизации расхода тепла. Распространённой ошибкой является неправильная установка байпаса. Следует заметить, что установка крана непосредственно на байпасе — запрещена. При такой установке возможно перекрытие циркуляции на всём стояке, если перекрыты одновременно кран на батарее и на байпасе. Это особенно актуально в многоквартирном доме и при однотрубной схеме подключения.
Слишком большое, по сравнению с проектным, число секций, из которых состоит радиатор отопления. При необходимости можно произвести подключение радиатора «по диагонали» либо установить на такой радиатор «удлинитель потока». Такой байпас — удлинитель потока можно изготовить самостоятельно или приобрести готовый.
При многоконтурной системе во время монтажа следует предусмотреть в более коротком плече системы — балансировочные краны. Такими кранами можно выровнять баланс температур в разных частях отопительной системы.
Завоздушивание отопительной системы
Наиболее частой причиной холодных батарей в домах и квартирах является попадание воздуха в контур отопительной системы. В результате наличия незначительных пузырьков воздуха — в процессе циркуляции происходит образование перекрывающего поток пузыря. Предусмотренный отводчик воздуха не всегда эффективен.
Если завоздушен стояк отопительной системы, что понятно при охлаждении нескольких батарей — следует обратиться в обслуживание и вызвать сантехника.
При завоздушивании одной из батарей (когда подводящие трубы горячие, а радиатор или его часть — холодный) можно самостоятельно стравить скопившийся воздух. Современные радиаторы отопления обычно комплектуются краном Маевского. Для стравливания воздуха такой кран необходимо приоткрыть до появления воды. В сети интернет имеются видео и печатные инструкции.
Засорение стояка системы отопления
Засорение стояка системы отопления в многоквартирном доме определяется по охлаждению радиаторов отопления в нескольких квартирах. Обычно такие радиаторы могут находиться вертикально один под другим, зависит от конфигурации конкретной системы отопления. Обычно при такой поломке — верхние этажи получают достаточно тепла, а нижние замерзают. Это особенно заметно при сильном минусе на улице.
Причины, которые приводят к засорению стояка, обычно закладываются ещё на стадии монтажа. Уменьшение по сравнению с проектным на 0,25 диаметра трубы стояка приводит к засорению окислами и мусором уже через несколько лет.
Устранение такого засорения стояка системы обычно требует работы квалифицированной бригады сантехников. Зачастую проведение такого ремонта требует ещё и согласия других жильцов, в том числе таких квартир, которые непосредственно не затронуты аварийной ситуацией.
Забита одна из батарей
Забитую батарею системы отопления легко определить по значительному снижению или отсутствию нагрева. Может «не греть» вся батарея или только часть её. При этом труба стояка — явно тёплая и воздуха в системе не наблюдается.
Забиться может даже новый радиатор или недавно отремонтированный. Окись, окалина и другой технологический мусор особенно часты в новых системах или в прошедших недавно ремонт.
Промыть радиатор достаточно несложно, особенно если установлены два крана типа «американка». Такие краны позволяют демонтировать радиатор не сливая воду из системы. Перекрываются краны — отсоединяется и снимается радиатор, затем радиатор промывается вручную и монтируется на место. Таким образом можно промыть любой современный радиатор. Разумеется, если он снабжён двумя кранами (на входе и выходе).
Радиаторы старого типа, чугунные — также легко промываются, однако имеют больший вес. Хуже всего обстоят дела со старыми штампованными (рифлёными) металлическими радиаторами. Контактная сварка в таких радиаторах сильно подвержена коррозии и после промывки обычно возникает протечка. Поэтому лучше сразу заменить этот радиатор.
Трехходовой кран
Для балансировки циркуляции потока воды в системе отопления на месте соединения радиатора с байпасом обычно ставят трёхходовой кран. Такой кран может иметь следующие положения регулировки движения воды:
- только через байпас;
- только через радиатор;
- через радиатор и через байпас;
- перекрыто всё.
Если снизилась локальная теплоотдача в таком радиаторе, то следует слегка повернуть трёхходовой кран в противоположных направлениях. Скопление накипи разрушится и нормальная работа радиатора и байпаса восстановится.
При наличии протечки из-под штока — следует снять верхнюю гайку и заменить набивку-уплотнение гидроизоляции.
Со временем трёхходовой кран «прикипает» находясь в одном положении, а скопление накипи — перекрывает циркуляцию воды. В таком случае желательно заменить испорченный трёхходовой кран, так как реставрация не сможет продлить его срок службы.
Перекрыт стояк
Причины, когда перекрывается стояк в многоэтажном доме, затрагивают всех жильцов, которые проживают в «районе бедствия». На самом деле самовольное перекрытие стояка может производиться кем-то из жильцов по незнанию. В любом случае — при таком перекрывании возникает необходимость вмешательства штатных сантехников для выяснения и устранения неполадки. Само собой из-за этого батареи становятся холодными.
Более частые причины перекрытого стояка возникают после проведения какого-либо ремонта, требовавшего такого перекрытия. Каждый стояк многоквартирного многоэтажного дома снабжён перекрывающими кранами вверху и внизу. Проведение ремонта, при котором перекрываются и верхние и нижние краны требует специального разрешения.
По окончании ремонта специалисты могли просто забыть снова включить стояк в нормальный режим. Если по мнению пользователя стояк перекрыт, то следует связаться с соответствующей организацией и выяснить подробности. Самовольно пытаться восстановить работу стояка не следует.
Засорение фильтра очистки воды системы отопления
Иногда происходит произвольное снижение температуры «последней» в ряду батареи. Затем возможно каскадное отключение идущих перед ней других батарей. Обычно причиной такого «аномального» снижения температуры являются фильтры системы отопления. Необходимо снять данный фильтр и тщательно прочистить. При первом пуске возможно наличие мусора в воде, которой производят закачку системы отопления. Чтобы предотвратить попадание этого мусора в теплообменник котла отопления, на трубу обратной подачи перед котлом устанавливается фильтр. Обычно ставится один такой фильтр, но иногда можно наблюдать несколько, установленных чуть-ли не перед каждой батареей. Такая установка не имеет никакого смысла. После прочистки батареи в доме перестанут быть холодными.
Обратный клапан системы отопления
Проблема с охлаждением последней батареи может возникнуть после установки обратного клапана. В этом случае следует демонтировать клапан и извлечь находящуюся внутри него пружинку. Обратный клапан, очевидно, рассчитан на более высокое давление циркулирующей в системе воды.
Перекрытие просвета трубы
Монтаж системы отопления, особенно — из пластиковых элементов иногда приводит к такому дефекту, как запаивание просвета тубы возле шва. Следует определить по разнице температур место дефекта и перемонтировать элементы.
Охлаждение батареи также может быть связано с уменьшенным диаметром питающей трубы системы отопления. Особенно заметным это станет при наступлении погодных условий с преобладанием низких температур.
Балансировка системы отопления
Неравномерный нагрев по участкам системы следует устранить при помощи балансировки поступления в каждой батарее. Обычно — более удалённое от котла расположение отопительных батарей требует большей подачи при циркуляции нагретой воды. Такую балансировку следует производить при помощи имеющихся кранов и возможной подгонкой байпасов. Особенно актуально, если последняя батарея в доме холодная.
Для произведения «тонко» балансировки теплоотдачи каждого отдельно взятого радиатора, полезно помнить о возможности применения «удлинителя потока». Что не исключает возможностей регулировки с применением трёххходовых кранов.
При установке полотенцесушителя необходимо учитывать, что сопротивление циркулирующему потоку у него меньше. Следовательно — расход тепла будет больше, чем в стоящих следом батареях.
Циркуляционный насос и теплоноситель
Не рекомендуется устанавливать около последней батареи циркуляционный насос. Это, конечно, позволит прогреть данную батарею, но нагрев всех остальных существенно понизится. К тому же — при включении горячего водоснабжения (ГВС), такой насос всё равно будет работать.
При исправности всех элементов системы отопления следует обратить внимание на теплоноситель в системе отопления. Обычно теплоноситель обладает более высокой вязкостью, чем вода. Разумеется, имеются определённые причины для применения теплоносителя в системе отопления: например, при установке в загородном доме. При использовании теплоносителя с антифризом — система не пострадает от размерзания.
Рекомендуется поменять теплоноситель на дистиллированную воду, что уменьшит нагрузку на циркуляционный насос и долговечность системы в целом.
Заключение
Современная система теплоснабжения — это сложный комплекс гидротехнического оборудования. Спектр применения таких систем — достаточно широк и подразумевает элементарную грамотность в знаниях работы системы в целом и её компонентов. Обычному пользователю такие знания и информированность необходимы для решения проблем, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.
О возможных причинах в отопительной системе необходимо знать для самостоятельного устранения неполадок. Экономически целесообразно правильно оценивать ситуацию по возникшим неполадкам в работе системы теплоснабжения для своевременного привлечения специалиста нужного профиля. Подразумевается вызов специалиста по котлам или сантехника для ремонта системы теплоснабжения.
В большинстве случаев — у каждого пользователя имеется возможность самостоятельно подрегулировать систему отопления, используя полученную информацию.
Не греет последняя или одна батарея
Очень часто на тематических форумах обсуждается вопрос о том, почему последняя батарея холодная. Это касается как обогревательного контура частного дома, так и разводки централизованной подачи тепла в многоквартирных строениях. Также может возникнуть ситуация, когда нагревательный элемент не греет, находясь посередине разводки. Ответить однозначно на подобные вопросы нельзя. Ведь причин возникновения подобной ситуации может быть много. Также читают: “Почему половина радиатора холодная?”.
Глобальные проблемы контура отопления
Котэ не любит холодных батарей.
Причины, почему одна батарея горячая, другая – холодная, могут носить глобальный характер:
- неправильно смонтирован байпас;
- отсутствует балансировка;
- недостаточное давление.
Неправильно смонтирован байпас. Байпас представляет собой трубку перед радиатором. Он соединяет между собой подачу подогретого теплоносителя и обратку. Последняя батарея плохо греет, если байпас устанавливается слишком далеко от нее. Ведь, согласно законам физики, теплоносителю будет легче пройти по байпасу, чем через весь нагревательный элемент.
Байпас врезается непосредственно в разводку, а не через двух- или трехходовой клапан. Теплоноситель поступает в радиатор через отводы. Как следствие – уменьшается сечение подающих труб. Давления в системе не хватает, чтобы протолкнуть горячую воду через контур. Как результат – не греет последний радиатор отопления.
Часто при первом запуске отопительного контура в доме не греет последняя батарея. Что делать? Специалисты рекомендуют не предпринимать радикальных действий и дать системе выровняться. Воздух, который находится в воде, должен выйти естественным образом. Через некоторое время отопительная разводка будет функционировать нормально.
Ошибка в диматре байпаса.
Неправильный монтаж радиатора. Почему не греет последняя батарея? Возможно, последний радиатор в контуре отопления слишком большой. Он содержит больше, чем 12 секций. В таком случае давления в системе не хватает, чтобы прогнать теплоноситель через весь объем нагревательного элемента. Положение усугубляется боковым подключением. Горячая вода не доходить до крайних секций. Как результат – плохо греет последний радиатор отопления.
Неправильная балансировка. Под балансировкой системы подразумевается равномерное распределение теплоносителя по всему контуру обогрева. Она выполняется при помощи запорно-регулировочных арматур и терморегуляторов. Если последняя батарея в системе отопления холодная, то, возможно, проблема кроется в неравномерном распределении горячей воды по разводке.
Все про пластиковые трубы для отопления: характеристики, размеры, монтаж.
Какая должна быть толщина стальных труб для отопления? Ответ здесь.
Локальные причины неработоспособности системы отопления
Слишком длинная последняя батарея.
Почему одна батарея горячая, а другая – холодная. Специалисты называют следующие причины возникновения подобной ситуации:
- завоздушивание системы;
- низкое качество теплоносителя;
- низкое качество нагревательного элемента.
Вышеперечисленные неполадки в большинстве случаев решаются самостоятельно владельцами жилья. Однако помощь специалиста никогда не бывает лишней.
На сегодняшний день трубы из сшитого полиэтилена для отопления применяются чаще всего.
О том, возможна ли покраска отопительных труб из пластика здесь.
Завоздушивание системы. В отдельных элементах системы обогрева может скапливаться воздух. Это явление называется завоздушиванием контура.
Воздух в разводку может попасть:
- из открытого расширительного бака;
- если в качестве теплоносителя использовалась обычная, водопроводная вода. В ней содержится определенный процент растворенного воздуха;
- агрессивная среда теплоносителя окисляет стенки алюминиевых радиаторов. В результате выделяется кислород. Он скапливается внутри, образуя пробку.
Определить, есть ли внутри нагревательного оборудования воздушная пробка, легко. Для этого нужно перекрыть одновременно краны на подающей трубе и обратке, а затем в полной тишине их открыть. Если в момент открытия крана внутри прибора присутствуют посторонние шумы и бульканье, там есть воздушная пробка. Именно она является главной причиной, почему одна батарея холодная, остальные – горячие.
Как убрать воздушные пробки, поможет видео:
Мусор и ржавчина в отопительном контуре также могут объяснить, почему последний радиатор отопления холодный. Посторонние предметы перекрывают поток горячей воды, тем самым снижая эффективность обогрева дома.
Почему не греют батареи?
Вы заметили, что в контуре обогрева дома последняя батарея холодная. Что делать? Специалисты советуют вначале определить характер поломки. Он может носить как глобальный, так и локальный характер. В первом случае нужно обратить на правильность монтажа байпаса и самого нагревательного элемента. Поломку можно устранить, лишь переделав отопительную разводку в доме.
К локальным поломкам относят воздушные пробки и загрязнения внутри нагревательного элемента. Именно они являются основной причиной, почему средняя или последняя батарея в системе отопления холодная. Эти проблемы самостоятельно может устранить человек без профессиональных навыков. Но помощь специалистов здесь не помешает.
Почему не греют батареи? 5 распространенных причин почему в квартире холодно.
Если батареи в квартире стали плохо прогреваться, совсем не обязательно сразу менять их на новые, мощные. Тем более, что провести такую замену по закону в многоквартирном доме не просто. В большинстве случаев замена батарей и не требуется. Достаточно выявить причину, почему не греют батареи, а затем устранить ее собственными силами или обратившись в управляющую компанию, обслуживающую ваш дом.
Вот 5 распространенных причин почему не греют батареи:
1. Разбалансировка системы отопления . Часто причина слабого прогрева радиаторов связана с незаконной перепланировкой (переустройством) в других квартирах. Например, сосед сверху сделал ремонт и вынес батареи на лоджию, установил дополнительные радиаторы, подключил к системе отопление теплый пол существенно увеличив тем самым теплопотребление в своей квартире и т.п.
Как следствие, в других квартирах температура радиаторов снизилась (иногда – до комнатной температуры!), так как тепловой энергии в них стало поступать недостаточно.
Если переговоры с соседом не дают результата, необходимо письменно обратиться в управляющую компанию, отвечающую за эксплуатацию системы отопления, с просьбой выявить и устранить причину ее разбалансировки. В случае бездействия управляющей компании, можно пожаловаться в вышестоящую организацию, в Москве ее функции выполняет Мосжилинспекция.
2. Недотоп . Это когда тепла от батарей недостаточно чтобы поддерживать приемлемую температуру в жилых помещениях всего вашего дома или даже целого микрорайона. Возникает вследствие проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве города, как правило – в морозы. Причиной недотопа может быть нехватка мощности или топлива для источника теплоснабжения, неисправности его оборудования, или же сознательное невыполнения “тепловиками” температурного графика с целью экономии топлива.
Что ж, морозы отступят и в доме станет теплее.
Можно, конечно, попробовать получить компенсацию за “ледниковый период”, для этого сразу после выявления недотопа объединившись с соседями надо пригласить ответственного работника ЖКХ, чтобы он зафиксировал отклонение от температурного режима и составил акт, а затем требовать перерасчета платежей и(или) компенсации нанесенного вреда в установленном законом порядке.
3. Засорение радиатора шламом . Увы, в централизованных системах отопления теплоноситель не всегда достаточно чистый – присутствует шлам (окалина, песок и другие загрязнения). С годами в нижней части радиаторов могут скапливаться килограммы нечистот! Как следствие, нижняя часть, а иногда и целые секции у засоренных шламом радиаторов имеют температуру близкую к комнатной.
Ничего не остается как снять засоренный шламом радиатор и промыть его водой с использованием специального моющего средства. Правда сделать это во время отопительного сезона может быть затруднительно, особенно если радиатор присоединен к системе отопления без использования быстроразъемных соединений (на сварке). Не исключено, что в управляющей компании предложат ждать до весны. Не соглашайтесь;)
4. Завоздушивание радиатора . В радиаторах может скапливаться воздух или другие газы, выделяющиеся в результате химических реакций. Воздушная пробка препятствует нормальной циркуляции теплоносителя, поэтому при завоздушивании радиатора прогревается только его нижняя часть, а верхняя – остается холодной.
Если радиатор оборудован краном Маевского, с завоздушиванием легко справиться самостоятельно. Последовательность действий примерно такая:
– Под радиатором постелите старое полотенце, половую тряпку или поставьте ведро для сбора воды, оденьте перчатки чтобы не обжечь руки;
– Отверткой или специальным ключом (в зависимости от конструкции крана Маевского) медленно открывайте кран Маевского пока не услышите тихий шипящий звук – это из системы выходит воздух;
– Подождите, пока звук прекратится из крана Маевского польется струйкой вода, после чего закройте кран Маевского.
Если радиаторе не оборудован краном Маевского, устранять воздух из него придется другим способом. Скорее всего, придется обратиться в управляющую компанию.
5. Терморегулятор неисправен (засорен) или выставлен в положение * . Часто радиаторы, оборудованные терморегулятором, стоят холодными только из-за того, что терморегулятор выставлен в режим незамерзания (*). Достаточно перевести терморегулятор в положение 5 или 6 и через 10-15 минут отопительный прибор снова станет горячим.
Впрочем, если терморегулятор вышел из строя, засорился из-за низкого качества теплоносителя, циркуляция теплоносителя через отопительный прибор может оказаться нарушенной и для ее восстановления может потребоваться замена или ремонт терморегулятора. Эту работу должны выполнять профессионалы.