Как заполнить систему отопления антифризом в частном доме
Как заполнить систему отопления – виды теплоносителей и правила заполнения
По завершении монтажа отопительного контура становится актуальным вопрос, чем и как заполнить систему отопления. Об этом, а также о некоторых других тонкостях оборудования индивидуальной системы отопления пойдет речь далее в материале.
Варианты теплоносителя
В качестве теплоносителя для отопительного контура можно использовать самые различные жидкости, каждая из которых отличается своими характеристиками. Рассмотрим более подробно наиболее популярные из них.
Вода используется для заполнения отопительных труб и радиаторов чаще любых других жидкостей, поскольку она обходится дешевле всего.
Технические характеристики воды:
- высокая теплоемкость – при 20 ℃ она составляет 4183 Дж/кг·град;
- малая вязкость, что минимизирует нагрузку на циркуляционный насос;
- не токсичное вещество;
- окислительные процессы происходят только во время контакта стали с водой при наличии доступа кислорода;
- коэффициент термического расширения – 0,03 %/град.
Тосол
Основным предназначением тосола во время его разработки несколько десятков лет назад было использование в качестве наполнителя для водяного охлаждения мотора автомобилей в зимнее время. Благодаря его свойствам тосол стали применять и для заполнения отопительных систем. Температура замерзания вещества проставляется в его маркировке в виде числового значения – 30, 40 или 65.
- низкая цена;
- средний уровень теплоемкости – 3520 Дж/кг·град;
- ввиду высокой вязкости вещества насос для заполнения системы отопления подвергается существенным нагрузкам;
- наличие антикоррозионных присадок защищает металл от окисления;
- отличается высокой токсичностью, поскольку содержит в своем составе ядовитое вещество этиленгликоль;
- коэффициент термического расширения – 0,05 %/град.
Обратите внимание, что для компенсации термического расширения при разогреве теплоносителя в закрытой системе отопления предусмотрен расширительный бак. Он должен быть тем больше, чем выше значение данного коэффициента у теплоносителя.
Поскольку тосол отличается нулевой коррозионной активностью, система с таким носителем должна быть абсолютно герметичной. В противном случае любая трещина обернется утечкой теплоносителя. В случае с другими жидкостями, например водой, мелкие дефекты забиваются ржавчиной или выпадающими солями.
Пропиленгликоль
Пропиленгликоль используется для производства специальных незамерзающих жидкостей, которые применяют в качестве теплоносителя в отопительных системах. В чистом виде у пропиленгликоля довольно низкая теплоемкость (2400 Дж/кг·град). Поэтому перед тем, как закачать теплоноситель в закрытую систему отопления, его разбавляют водой. Она существенно увеличивает теплоемкость вещества. В результате раствор имеет показатель теплоемкости, близкий к тосолу (в зависимости от концентрации – 3500-4000 Дж/кг·град).
Прочие характеристики пропиленгликоля:
- высокая вязкость;
- малая коррозионная активность благодаря наличию присадок;
- не токсичен – на канистрах с веществом есть маркировка «Эко»;
- коэффициент термического расширения – 0,05 %/град.
Солевой раствор
Для отопительных систем открытого типа с естественной циркуляцией теплоносителя одним из возможных вариантов теплоносителя является концентрированный раствор поваренной соли, хлористого кальция или прочих минеральных солей. Он используется во избежание промерзания труб отопительного контура в зимнее время. Причем чем сильнее концентрация соли, тем ниже температура промерзания раствора.
Технические характеристики рассола:
- довольно низкая теплоемкость – раствор с концентрацией соли в 30 % отдает 2700 Дж/кг·град;
- малая вязкость;
- очень высокая коррозионная активность – стальные трубы очень быстро «прогорают» от постоянного контакта с солью;
- отсутствие токсинов;
- коэффициент термического расширения – 0,03 %/град;
- низкая цена соли.
Недостаток раствора в том, что при условии низкой скорости циркулирования теплоносителя соль будет откладываться на внутренней поверхности труб, сокращая их просвет. К тому же соль пагубно влияет на компоненты циркуляционного насоса – вал и крыльчатку, поскольку обрастание кристаллами приводит к снижению его производительности.
Промежуточные выводы
Итак, перед тем, как заполнить систему отопления закрытого типа, нужно оценить условия использования системы отопления.
Выводы будут такими:
- При условии, что вы будете пользоваться отоплением постоянно, и в системе будет поддерживаться положительная температура, наилучшим вариантом теплоносителя будет вода. Лучше всего – дистиллированная вода, но можно использовать и просто из крана.
- В тех случаях, когда в зимнее время протапливать дом будут лишь время от времени, оптимальный вариант – заполнение системы отопления антифризом, то есть теплоносителем на основе этиленгликоля.
Заполнение и сброс теплоносителя из системы
Заполнение теплоносителем обогревающего контура в доме выполняется обычно в таких случаях:
- Первичный запуск отопления в частном доме.
- Приведение системы отопления в рабочее состояние после плановых или непредвиденных ремонтных работ или замены котла, запорной фурнитуры, а также прочих элементов.
- Повторное заполнение перед отопительным периодом после слива теплоносителя из системы отопления в доме, который долгое время не отапливался.
Чтобы выполнить сброс теплоносителя, необходимо открыть специальные клапаны в нижней части контура, а также хотя бы один вентиль для забора воздуха, чтобы вода свободно вытекала из системы.
Как правильно заполнить отопительную систему открытого типа
Перед тем, как добавить воду в систему отопления, стоит определиться, по какой схеме она функционирует.
Существует две разновидности сборки отопительного контура в частном доме:
- Открытая система – давление в ней равно высоте водяного столбика от нижней до верхней точки контура. Посредством открытого расширительного бака система сообщается с атмосферой.
- Закрытый тип отопления функционирует при избыточном давлении в 1,5-2,5 атмосфер. В нем присутствует мембранный бачок, который компенсирует термическое расширение теплоносителя при повышении его температуры.
В открытой системе отопления все трубы контура уложены так, чтобы создать небольшой уклон от расширительного бака до верхней точки контура.
В данном случае не придется ломать себе голову, как правильно залить воду в систему отопления. Ее подают прямо через расширительный бачок, установленный под потолком или на чердаке. Можно заливать какой-либо емкостью, либо подключить кран к центральному водоснабжению.
Обратите внимание, что избыточный воздух из системы будет выходить также через расширительный бак.
Таким образом, в случае с открытым типом системы отопления – как правильно запитать ее, проблем возникнуть не должно. После растопки печи или котла вода начнет циркулировать естественным способом, либо принудительно после включения циркуляционного насоса, если он предусмотрен схемой.
Заполнение системы отопления закрытого типа в частном доме
Методика, как заполнить водой закрытую систему отопления, будет выглядеть несколько по-другому. При этом заполнение системы водой можно выполнять как вручную, так и с частичной автоматизацией.
Набор для автоматического закачивания теплоносителя включает:
- Перемычку между отоплением и системой ХВС с краном. Перед тем, как залить воду в закрытую систему отопления достаточно будет открыть кран и перекрыть все клапаны для сброса жидкости.
- Манометр понадобится, чтобы проконтролировать уровень давления в системе. Этот элемент входит в группу безопасности котла.
- Автоматический воздухоотводчик, который также входит в группу безопасности. Данный прибор выводит из системы излишний пар и воздух, чтобы они не затрудняли циркуляцию жидкости в контуре.
- Краны Маевского. Они служат для того, чтобы заполнить отопление закрытого типа водой как можно полнее и стравить остатки воздуха, которые задержались в карманах. Ставят такие краны на скобах разлива выше его уровня.
В некоторых случаях расширительный бак и группа безопасности являются частью одноконтурного или двухконтурного котла, снабженного электроникой. В таких приборах датчик давления выводит показания на индикаторную панель прибора.
Во время закачивания воды основная часть воздуха из ХВС выходит сквозь автоматический воздушник группы безопасности. Это происходит после включения циркуляционного насоса по мере заполнения системы. При этом уровень давления контролируется манометром. Остатки воздуха стравливают через краны Маевского.
А вот перед тем, как правильно заполнить систему отопления закрытого типа ручным способом, придется установить в верхней точке контура специальный шаровый кран (сбросник) и найти обычный велосипедный насос.
Итак, сначала через золотник стравливаем воздух из расширительного бачка. Затем заливаем воду через лейку, вставленную в сбросник и насосом нагнетаем давление в бачке до 1,5 кг·с/см 2 .
Таким образом, довольно несложно разобраться, как заполнить закрытую систему отопления теплоносителем, и какую жидкость лучше выбрать. Надеемся, что данный материал вам в этом поможет.
Способы заполнения системы отопления закрытого типа
Любой отопительной системе для работы необходимо наличие теплоносителя. Он передаёт тепловую энергию от котла к радиаторам или регистрам. После монтажа всех контуров нужно залить новую жидкость в оборудование. Большинству людей эта задача кажется очень трудной. Особенно когда речь идёт о заполнении системы отопления закрытого типа. Эта процедура довольно хлопотная, но если выполнить её с соблюдением всех правил, то она вполне реализуема.
В системах открытого типа расширительный бак необходимо устанавливать в самой верхней точке. Жидкость, находящаяся в контуре, контактирует с воздухом. В закрытых типах расширительный бак в своей конструкции имеет герметичную мембрану. Теплоноситель изолирован от воздуха.
Заполнить систему отопления двухконтурного котла можно таким образом:
- 1. Обычной водопроводной водой. Она поступает через подпитку в самую нижнюю точку.
- 2. Антифризом. При этом жидкость подаётся из какого-либо резервуара.
- 3. Ручным наливом через верх. Для этого применяется насос.
- 4. С помощью ручного насоса через подпиточный вход.
Большинство людей, проживающих в частных домах, знают один наиболее простой способ (он же является и наихудшим) правильно залить воду в систему отопления открытого типа. Теплоноситель подаётся через расширительный резервуар. Жидкость поступает с небольшими интервалами, чтобы воздух успевал уходить.
Для закрытых систем такой метод лучше не использовать. В этом случае возникновение воздушных пробок практически гарантировано.
Для заполнения системы понадобится насос (для создания необходимого давления жидкости) и какая-нибудь ёмкость. Для такой цели вполне подойдут обычные погружные устройства. Любой вид отопления заполняется с использованием манометра для непрерывного контроля давления.
Сначала нужно определиться с точкой, через которую будет подаваться теплоноситель. Если насос способен нагнетать воду до полного заполнения всех труб и радиаторов, то лучше подключаться к самой нижней точке, например, к подпитке. Кроме этого узла, в схему должен входить ещё и вентиль для слива теплоносителя.
Если этот элемент является самым низким местом, то подключить подачу можно через него. К сливному штуцеру обычно не монтируется обратный клапан, поэтому остановка подачи воды повлечёт за собой её вытекания обратно. Следует сразу же перекрыть вентиль, который расположен перед штуцером.
Сначала необходимо, чтобы в наличии была какая-либо ёмкость требуемого объёма. Для этого отлично подойдёт пластмассовая бочка на 200 л. В неё погружается насос, который способен создать давление в 1 атм. Можно использовать погружное устройство «Малыш».
После наполнения бочки жидкостью запускается прибор. Заполнить водой закрытую систему отопления нужно правильно. Для этого следует следить за уровнем воды в резервуаре. Он не должен опускаться ниже патрубка насоса, чтобы в обогревательный контур не попадал воздух.
Для антифриза лучше использовать какую-либо ёмкость меньших размеров. Это требуется для того, чтобы погружной насос не приходилось опускать в химию. Следует погружать только патрубок.
Перед процедурой необходимо открыть все клапаны Маевского, которые устанавливаются на батареях. Под каждой из них следует установить ёмкости. Когда вода начнёт выходить через все воздухоотводчики, нужно перекрыть клапаны Маевского, не прекращая процесса закачки.
Контроль давления в системе осуществляется с помощью манометра. Если в котле нет встроенного устройства, то его необходимо включить в схему. Подача воды происходит до тех пор, пока прибор не покажет необходимое значение.
После полного заполнения нужно сбросить воздух. Давление начнёт падать, поэтому необходимо понемногу добавлять воду. Этот процесс следует повторять до вытеснения всех воздушных пробок.
В конце проводится ревизия системы на какие-либо протечки. Затем, можно выполнить запуск отопления в частном доме. Процедура заполнения довольно простая. Её можно выполнить и своими руками.
При отсутствии погружного электрического насоса заправку отопления придётся производить вручную. Если максимальный перепад высот превышает 10 м, то этот процесс будет довольно утомительным.
В таких случаях можно прибегнуть к заливке контура дома через верх. Закачка будет происходить самотёком. Кран для слива в нижней точке должен быть открытым до тех пор, пока из него не начнёт вытекать вода. После этого вентиль закрывается. В нижней точке отопления получается статическое давление. При нормальных условиях оно равняется 1 атм.
Теперь следует немного увеличить давление до уровня примерно в 1,2 атм. К штуцеру нужно прикрутить обычный шаровый вентиль, а на него одеть поливочный шланг. К шлангу необходимо подключить какой-нибудь переходник, чтобы он смог одеваться на автомобильный насос. В него заливается вода, и с помощью насоса она закачивается в систему. После достижения необходимого давления вентиль перекрывается. Затем, можно запустить отопление.
Сейчас стали устанавливать индивидуальное отопление не только в частных домах, но и в многоквартирных. Зачастую монтируют двухконтурные котлы, в которых есть элемент для подпитки.
Её можно производить самостоятельно:
- 1. Снизу котла есть вентиль, который необходимо открыть.
- 2. Немного открутить клапан Маевского и ждать появления воды.
- 3. Затем, вентиль под котлом закрывается.
- 4. Если после запуска оборудования в насосе есть посторонние звуки, то его следует открыть и сбросить воздух.
Практически все конструкции предусматривают модуль автоматического воздухоотвода. Но он не способен удалить все пузырьки. Во время первого запуска системы следует очень медленно нагревать теплоноситель. Это необходимо, чтобы избежать всяческих поломок различных элементов от гидроударов. Не рекомендуется запускать котёл на всю мощность.
Особенно это касается протяжённых схем. Они имеют большое тепловое расширение и высокую степень деформации. Из-за нагрева на некоторых участках появляется напряжение.
Жидкость способна значительно усилить силу удара. Зачастую разрушение происходит на изгибах. В некоторых случаях трубы могут сорваться с крепежей.
Желательно, чтобы проектированием отопления занимались специалисты, которые способны учесть все факторы. В частных домах монтаж можно произвести и по типовому проекту.
Перед тем как закачать теплоноситель в отопительный контур, следует знать виды незамерзающих жидкостей.
Чтобы можно было заправить систему, антифризы должны иметь такие свойства:
- 1. Они должны быть полностью безопасными для людей.
- 2. Негорючие жидкость и пары.
- 3. Иметь хороший уровень текучести.
- 4. Инертность. Для запитки системы антифриз не должен вступать в реакцию с элементами отопления.
- 5. Обладать необходимой теплоёмкостью.
Незамерзающую жидкость нельзя прокачать через трубопровод в чистом виде. Она довольно агрессивна и разрушает все конструктивные элементы. Антифриз следует разбавлять водой в соответствии с инструкцией, предоставленной производителем.
Также применяют и специальные добавки, например, антипенные, стабилизирующие, очистительные, а также антикоррозийные. Чем меньше в растворе количество воды, тем жидкость дороже, так как она замерзает при более низких температурах. Зачастую во время разведения незамерзайки требуется добавлять присадки.
Без специальных добавок применять растворы не стоит, потому что они не смогут соответствовать необходимым параметрам. Также нельзя смешивать разные антифризы. Обычно это приводит к сильному снижению эксплуатационного срока. Незамерзающие жидкости нельзя применять в системах, где не предусмотрено наличие циркуляционного насоса, так как у них повышенная степень вязкости.
Органические теплоносители имеют эксплуатационный срок до пяти лет. По истечении срока годности их необходимо заменить, так как жидкость теряет свои свойства и становится агрессивной.
В настоящее время практически всё оборудование сделано под использование в качестве теплоносителя воды. Для сохранения своей репутации производители указывают, что они не могут гарантировать нормальную работу при использовании антифризов. А также на котлах может указываться разрешённый вид незамерзающей жидкости.
Если в схеме нет автоматического отключателя при превышении температурного порога, то использование антифризов не рекомендуется. Эти вещества могут быть опасны при перегреве. Для заправки отопительных контуров производятся теплоносители, в основе которых пропиленгликоль.
Пропиленгликоль в последнее время начинает вытеснять другие типы незамерзающих теплоносителей. Но этот вид практически не отличается по своим параметрам от этиленгликоля. Имеет второй класс опасности.
Основные преимущества этой незамерзайки:
- 1. Пропиленгликоль безвреден для человека. Это одна из основных причин, по которым большинство производителей рекомендуют его применять в двухконтурных и одноконтурных котлах.
- 2. Сохраняет свою текучесть в любых условиях.
- 3. Имеет смазывающие свойства, что значительно снижает нагрузку на насосы при прокачке.
- 4. Имеет высокую степень инертности.
- 5. Безопасен для любых материалов. Если вещество пролилось на пол, то достаточно будет просто протереть мокрой тряпкой.
У этой жидкости есть и свои недостатки. Основным из них является высокая стоимость. В среднем цена превышает в два раза, если сравнивать с другими видами. Жидкость вступает в реакцию с металлическими трубами и оцинковкой. Если температура превысила максимальный порог, то полипропиленгликоль начинает распадаться и выделять токсичные газы. Но на данный момент это вещество является лучшим на рынке.
Полное или частичное копирование информации с сайта без указания активной ссылки на него запрещено.
Как заполнить систему отопления антифризом
Загородный дом или дача, куда хозяева приезжают отдохнуть на время выходных, в зимний период топится периодически. Поэтому вопрос, антифриз или воду заливать в отопительную систему такого жилища, не подлежит обсуждению. Дабы не случилось размораживания оборудования и труб, они должны быть заполнены только незамерзающей жидкостью. Поскольку тема интересует многих домовладельцев, в данном материале мы расскажем, как выбрать антифриз для отопления и правильно залить его в систему.
Выбор незамерзающей жидкости
Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:
Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог. По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека. При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.
В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности. Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой. Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.
Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.
В большинстве случаев антифриз для систем отопления продается в виде концентрата, который надо разбавить перед тем, как залить в отопительную сеть. Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения. Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.
Как залить антифриз в систему открытого типа
Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.
Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.
Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.
После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.
Заполнение закрытой системы отопления
Здесь удобнее всего проводить процесс заполнения с помощью насоса, присоединенного к штуцеру подпитки системы. Если насоса нет, то вас ждет изнурительная работа по заливке антифриза через самую высокую точку, открутив автоматический воздухоотводчик. Также желательно, чтобы в операции участвовал помощник. Его задача – выпускать воздух из батарей в то время, когда вы закачиваете антифриз в котельной. Перед началом работ убедитесь в том, что:
- вся запорная арматура открыта;
- краны, отсекающие котел, закрыты;
- концентрат разбавлен согласно инструкции;
- сбросные клапаны Маевского закрыты;
вентиль, отсекающий мембранный расширительный бак, открыт.Процесс начинается с закачки антифриза до тех пор, пока манометр не покажет давление 1.4—1.5 Бар. После этого надо дать сигнал помощнику, чтобы постепенно выпускал воздух из радиаторов, начиная с самых нижних. В это время вам надо следить за падением давления манометра и потихоньку подкачивать теплоноситель, чтобы оно не падало ниже 1 Бар.
Примечание. В закрытых отопительных системах на подпиточной врезке должен обязательно стоять обратный клапан пружинного типа, иначе закачать туда антифриз или воду будет затруднительно.
Когда весь воздух успешно выпущен, антифриз снова закачивается до давления 1.5 Бар. Потом надо поочередно открыть краны, отсекающие котел, — сначала на обратной, а потом на подающей магистрали. Второй кран открывайте медленно, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздухоотводчик, что стоит на группе безопасности котла. При этом давление снова станет падать, придется сразу же подкачивать антифриз.
Во время запуска теплогенератора и прогрева теплоносителя нужно следить за показаниями манометра. По итогу они не должны превышать 1.8 Бар при рабочей температуре. Последний этап – повторный сброс воздуха из отопительных приборов и корректировка давления. Работать с кранами Маевского надо аккуратно и осторожно, чтобы не обжечься и не пролить антифриз, особенно когда вы залили в систему этиленгликоль.
Совет. По окончании процесса внимательно обследуйте все соединения и оборудование на предмет протечек антифриза. При обнаружении таковых не обязательно снова опорожнять все трубопроводы, можно отсечь отдельную ветвь или радиатор арматурой, а после устранения снова поднять давление и стравить воздух.
Заключение
Процесс заливки антифриза нельзя назвать сложным, но он довольно трудоемкий, а без помощника займет вдвое больше времени. Необходимое количество раствора лучше готовить в одной большой емкости, из которой и производить закачивание. Если его не хватит, то добавлять можно такой же антифриз этого же производителя. Продукты от разных фирм могут иметь различные пакеты присадок, отчего при смешивании в системе появится осадок.
Как залить антифриз в систему отопления дома
Поскольку тема интересует многих домовладельцев, в данном материале мы расскажем, как выбрать антифриз для отопления и правильно залить его в систему.
Как залить антифриз в систему отопления дома
Загородный дом или дача, куда хозяева приезжают отдохнуть на время выходных, в зимний период топится периодически. Поэтому вопрос, антифриз или воду заливать в отопительную систему такого жилища, не подлежит обсуждению. Дабы не случилось размораживания оборудования и труб, они должны быть заполнены только незамерзающей жидкостью.
Выбор незамерзающей жидкости
Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:
Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог. По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека. При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.
В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности. Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой. Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.
Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.
В большинстве случаев антифриз для систем отопления продается в виде концентрата, который надо разбавить перед тем, как залить в отопительную сеть. Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения. Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.
Как залить антифриз в систему открытого типа
Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.
Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.
Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.
После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.
Заполнение закрытой системы отопления
Здесь удобнее всего проводить процесс заполнения с помощью насоса, присоединенного к штуцеру подпитки системы. Если насоса нет, то вас ждет изнурительная работа по заливке антифриза через самую высокую точку, открутив автоматический воздухоотводчик. Также желательно, чтобы в операции участвовал помощник. Его задача – выпускать воздух из батарей в то время, когда вы закачиваете антифриз в котельной. Перед началом работ убедитесь в том, что:
- вся запорная арматура открыта;
- краны, отсекающие котел, закрыты;
- концентрат разбавлен согласно инструкции;
- сбросные клапаны Маевского закрыты;
- вентиль, отсекающий мембранный расширительный бак, открыт.
Процесс начинается с закачки антифриза до тех пор, пока манометр не покажет давление 1.4—1.5 Бар. После этого надо дать сигнал помощнику, чтобы постепенно выпускал воздух из радиаторов, начиная с самых нижних. В это время вам надо следить за падением давления манометра и потихоньку подкачивать теплоноситель, чтобы оно не падало ниже 1 Бар.
Примечание. В закрытых отопительных системах на подпиточной врезке должен обязательно стоять обратный клапан пружинного типа, иначе закачать туда антифриз или воду будет затруднительно.
Когда весь воздух успешно выпущен, антифриз снова закачивается до давления 1.5 Бар. Потом надо поочередно открыть краны, отсекающие котел, — сначала на обратной, а потом на подающей магистрали. Второй кран открывайте медленно, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздухоотводчик, что стоит на группе безопасности котла. При этом давление снова станет падать, придется сразу же подкачивать антифриз.
Во время запуска теплогенератора и прогрева теплоносителя нужно следить за показаниями манометра. По итогу они не должны превышать 1.8 Бар при рабочей температуре. Последний этап – повторный сброс воздуха из отопительных приборов и корректировка давления. Работать с кранами Маевского надо аккуратно и осторожно, чтобы не обжечься и не пролить антифриз, особенно когда вы залили в систему этиленгликоль.
Совет. По окончании процесса внимательно обследуйте все соединения и оборудование на предмет протечек антифриза. При обнаружении таковых не обязательно снова опорожнять все трубопроводы, можно отсечь отдельную ветвь или радиатор арматурой, а после устранения снова поднять давление и стравить воздух.
Заключение
Процесс заливки антифриза нельзя назвать сложным, но он довольно трудоемкий, а без помощника займет вдвое больше времени. Необходимое количество раствора лучше готовить в одной большой емкости, из которой и производить закачивание. Если его не хватит, то добавлять можно такой же антифриз этого же производителя. Продукты от разных фирм могут иметь различные пакеты присадок, отчего при смешивании в системе появится осадок.