Окна в алтаре православного храма
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников [2] . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
7 августа 2017 г.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Алтарь: что скрыто от глаз?
Когда мы приходим в храм , то, наверняка, задумываемся о том, что находится в алтаре , что скрыто от наших глаз ?
Что такое алтарь?
Алтарь – в переводе означает « возвышенный жертвенник ». Это самое главная часть всего православного храма, который находится на возвышении. Он выше всех остальных частей храма ( средней части храма и притвора ). В нем проходят Богослужения. Алтарь православного храма всегда «смотрит» на восток . Зная этот факт, всегда можно определить стороны света.
В нем расположен престол – это самое святое место в храме. Святой престол – особо освященный четырехугльный стол . Он находится посередине алтаря . Престол украшен двумя одеждами : нижней и верхней.
Нижняя – это белое полотно , а верхняя – из более дорогой ткани, обычно из парчи. Прикасаться к престолу и его целовать могут только священнослужители . Ведь на престоле присутствует Сам Господь , (невидимо и таинственно) как Царь и Владыка Церкви.
Что находится на престоле?
На нем находятся:
Семисвечник – это подсвечник с 7-ю лампадами.
Запрестольный крест – крест , стоящи за семисвечником .
Горнее (высокое) место – место за престолом у самой восточной стены алтаря.
Жертвенник – это небольшой стол , со всех сторон украшенный одеждами , на нем находятся священные сосуды и все к ним принадлежности .
На нем находятся:
Покровцы – малые покровы, ими отдельно прикрываются чаша и дискос.
Воздух – большой покров, прикрывает чашу и дискос вместе . Знаменует воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя.
И покровцы и воздух знаменуют пелены , которыми Христос был обвит при рождении, а также при погребении ( плащаница ).
Ковш – в нем подается вино с водой для вливания в святую чашу; перед причастием в нем подается горячая вода (теплота); запивка после причастия .
Окна в архитектуре православных храмов
Основной целью православной архитектуры всегда было духовное перерождение и совершенствование человека и утверждение православных людей в вере. Этой цели подчинены все внешние и внутренние составляющие храма. Любая деталь, независимо от того, часть ли это строительной конструкции или элемент художественной отделки, несет в себе не только архитектурный, но и определенный духовный смысл. Весьма интересны религиозные, символичные, и архитектурные значения окон в православном храме.
В церковной архитектуре окна появились еще в незапамятные времена. Окно имелось и в Ноевом ковчеге, о чем свидетельствует Библия (Быт. VI, 16, VIII, 6). В Евангелии от Матфея говорится, что окна есть светильник для тела (Мф. VI, 22). Сказанные человеку, представляющему собой одушевленный Храм, эти евангельские слова относятся и ко всей Церкви в целом, как Телу Христову. Именно поэтому солнечный свет в храме, символизирующем Церковь, является символом света Божественного.
Храм являет собой Царство Божие в единстве Божественного, небесного и земного. Именно поэтому так распространено деление православного храма на три зоны: алтарь как область бытия Божия, собственно храм, знаменующий собой мир горний (ангельский, духовное небо), и притвор – мир дольний (видимый, земной).
Алтарь символизирует собой небесную сферу (Рай), поэтому в обязательном порядке отделяется от собственно храма перегородкой (иконостасом) и обычно имеет три окна, обозначающие Троичный свет. В случае замены центрального оконного проема иконой (запрестольным образом) два окна в алтаре символизируют свет Господа. Окна алтаря всегда ориентированы на восток как область Рая. В алтаре совершается таинство евхаристии (таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христову), и находиться в нем могут только священнослужители.
Собственно храм, или средняя часть его (область для молящихся), освещается за счет окон барабана главы храма и небольших, высоко размещенных окон боковых стен. Барабаном главы храма (купола) называют конструкцию, несущую купол или многогранный сомкнутый свод, и имеющую цилиндрическую или многогранную форму, главой же является наружная часть купольного перекрытия барабана. Размеры окон барабана определяются архитектурным решением фасадов, площадь световых проемов окон должна составлять примерно десять процентов площади пола. Количество окон в барабане должно быть четным; как правило, барабаны имеют четыре, шесть, восемь, двенадцать или шестнадцать окон. Внутри барабана изображают Апостолов или все чины Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Снаружи между окнами барабана могут находиться изображения Апостолов, Праотцев и Пророков. Окна барабана несут свой символический смысл. Так, сами окна обозначают свет учения Церкви, простенки означают чины святых, а карниз, венчающий барабан – небесные силы. Свой собственный смысл заключен и в декоре барабанных окон – изразцах и орнаменте. Например, они могут повествовать о Рае и святых, в нем живущих.
Притвор находится с противоположной алтарю стороны храма и символизирует необновленный, земной мир, погрязший во грехах, а также человеческое тело Христа Спасителя и человеческую плоть. Часто притвор является первым этажом колокольни. В соответствии с церковными канонами в притворах размещается ограниченное количество окон, что полностью отвечает его символике – полумрак в притворе означает мрак греховного мира и самого ада.
При проектировании православного храма допускается не предусматривать окна в помещениях приделов, крещален, кладовых, коридоров, инженерно-технических помещений, иконных лавок и лекционных залов, расположенных в цокольных этажах храма.
Тот факт, что окна православных храмов с глубокой древности не только служили для освещения, но изначально имели символическое значение, подтверждается их размерами, расположением и количеством. Окна древних византийско-русских храмов были намеренно узкими, так что даже в яркий солнечный день внутри храма царил полумрак, символизирующий земную человеческую жизнь, находящуюся в сумраке неведения и греха, в котором все-таки светит негасимый свет веры, свет Божий. Солнечный свет, проникающий в здание в очень ограниченном количестве, был образом Света невещественного. В каждой стене храма обычно делали два ряда окон – в одном ряду размещали три окна, в другом – два окна; окна означали Свет Троицы и Свет Господа нашего Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах.
Окна деревянных храмов часто имеют небольшой размер для лучшего сохранения в помещении тепла. В древности лишь крупные деревянные храмы могли похвастаться слюдяными рамами с переплетами из свинца, в остальных храмах устанавливались деревянные рамы, на которые были натянуты бычьи пузыри. Большие окна характерны только для высоких многоярусных деревянных храмов.
Среди образцов православной архитектуры выделяются храмы с круглыми окнами и люкарнами, нетипичные для православного храмового зодчества. Большие круглые окна, называемые «розами», свойственные постройкам в готическом стиле, впервые появились в православных храмах Руси, спроектированных архитекторами-иностранцами. Так, круглые окна имеются, например, в Церкви иконы Божией Матери Владимирская в Быково Раменского района Московской области (основана не позже XVI в.), Церкви Архангела Михаила в Поджигородово Клинского района Московской области (основана не позже XVI в.), Церкви Иоанна Предтечи (Чесменской Церкви) в Санкт-Петербурге (основана в конце XVIII в). Любопытно, что именно круглые окна с живописью на стеклах, изображающей ангелов, являлись в конце девятнадцатого века одним из самых ценных украшений Церкви во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия, находящейся в здании Главного Штаба на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
Ошибочно считать, что православным храмам незнакомы витражи. В раннехристианских базиликах (V–VI вв.) в окна вставляли тонкие прозрачные пластины алебастра и селенита, составляя красивые орнаменты. Однако витражные стекла все же чужды православным храмам. Свет, проникающий через окна, не должен быть цветным; свет символически указывает на Христа, а кроме того, белый свет включает в себя все цвета спектра. В русском храмовом зодчестве цветное остекление появилось в XIX веке. Первым зданием в России, при строительстве которого было массово применено декоративное полихромное остекление, стала Церковь во имя Св. Александра Невского в Санкт-Петербурге. Витражи украсили практически все окна храма. Постепенно в течение XIX столетия витражи все более часто применялись в архитектуре православных храмов России, но так и не стали распространены. Причина этого скрывается не только и не столько в дефиците витражей и их высокой стоимости, но в первую очередь в отношении русского народа к вере и храму как дому Божию. Сосредоточенность русского православного христианина на разговоре с Богом отторгает все, что может отвлекать человека от участия в жизни Церкви.
Окна храма стали в архитектуре и изобразительном искусстве символом Ангельских сил, сообщающих людям Свет Божественных озарений, а также охраняющих храм от проникновения в него падших ангелов. Понятия «свет» и «святость» в православии тесно связаны между собой, поэтому часто на окнах внутри храма и на оконных откосах изображают образы Архангелов, Ангелов, Херувимов и Святых. С внешней стороны окон тот же символический смысл несут наличники. Наличники имеют треугольные, пламеневидные завершения, на которых часто можно увидеть изображения Ангельских сил. Вместо наличников охранительная символика может присутствовать на деревянных оконницах и металлических оконных решетках, традиционный узор которых включает формы креста, пламени, круга, дерева. Окна православного храма могут быть украшены красивой резьбой из камня или изразцовыми наличниками, декорированы орнаментом либо выступающей частью кирпичной кладки.
Окна современных православных храмов порой несут на себе отпечаток постмодернистских веяний. Например, окна Церкви Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве (дата постройки последнего здания 1993-1995 гг.) заменяет световая лента в форме арки. Однако подобные архитектурные эксперименты нелюбимы как верующими, так и представителями Церкви.
Окна в алтаре православного храма
Слово “алтарь” происходит от латинских слов – аlta ara (“высокий” и “жертвенник”).
История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах, в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Со временем алтарь со святым престолом стал все более отгораживаться от остальной части храма. В катакомбных храмах (I-V вв. по Р.X.) уже существовали солея и алтарные преграды в виде низких решеток. Затем возник иконостас с царскими и боковыми дверями, который служил своего рода разделительной чертой, отгораживающей алтарь от остального храма.
Количество окон в алтаре символично:
три окна знаменуют несозданный свет Святой Троицы,
два раза по три окна (вверху и внизу) или три вверху и два внизу – в честь двух естеств Господа Иисуса Христа,
четыре окна – во имя Четвероевангелия.
В центре алтаря находится престол – стол, на котором во время Литургии совершается Таинство Евхаристии. Престол символизирует собой Гроб Господень.
В соответствии с древнейшими традициями, восточная стена алтаря с внешней стороны храма делается в форме полукружия (“абсида”). Вплотную к середине абсиды алтаря, напротив престола, делается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола, на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и от этого оно называется Горнее (т. е. небесное, божественное) место.
Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя мимо него, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является светильником, разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Это соответствует Откровению Иоанна Богослова, видевшего на этом Горнем месте семь золотых светильников.
Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и об упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в не богослужебное время священные сосуды и облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения.
По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило.
Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески – “трапеза”, как он называется иногда и по церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства, в подземных церквах катакомб, престолом служила гробница мученика, по необходимости имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные.
Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также “жертвенником” (по-гречески “фисиастирион”), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.
Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды, нижнюю белую одежду, которая называется “срачицей” (по-гречески – “катасаркион”, “приплотие”) и изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя, и верхнюю “индитию” (от греческого – “эндио”, “одеваю”) из драгоценной блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении храма нижняя одежда (срачица) обвивается веревкой, которая символизирует собою узы Господа, которыми Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Веревка обвязывается вокруг престола так, что со всех четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и адом.
Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого “анти” “вместо” и латинского mensa “менса” “стол, престол”), или “вместопрестолие”. В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей. Антиминс, выданный архиереем священнику при освящении храма, есть как бы видимый знак полномочия священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс.
Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается “губа“, или по-гречески “муса”. Она знаменует ту губку, которую, напитав желчью и уксусом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте. Служит губа для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в святую чашу при окончании литургии.
Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется “илитоном” (от греческого “илэо”, что значит “обвертываю”). Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.
В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие, обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней крышке. В середине крышки изображается Воскресение Христово, а по углам – четыре Евангелиста. В древности Евангелие находилось не на престоле, а в особом отделении при алтаре – сосудохранилище, и торжественно вносилось в алтарь перед тем, как должно было читаться (“малый вход”).
Рядом с Евангелием полагается на престоле крест, ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется “напрестольным”.
Иногда ставится еще крест за престолом (запрестольный крест).
Для хранения Святых Таин теперь на самом престоле ставится специальный ковчег или кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и святое миро.
Также, внутри дарохранительницы или прямо на престоле, располагается дароносица – переносная дарохранительница для ношения Святых даров. Она используется для осуществления таинства Причастия вне храма и представляет из себя небольшой ковчег, в котором находятся маленькие потир и лжица, ковчежец для Даров, сосуд для вина, губка и плат.
На престоле также устанавливаются светильники для изображения Света Христова, просвещающего мир.
Ничего, кроме священных предметов, не должно находиться на престоле. Также, никто, кроме епископов, священников и диаконов, не должен касаться престола и лежащих на нём предметов.
В северной части алтаря (а в древности – в особом отделении, лишь примыкавшем к алтарю), устраивается “предложение” (по-гречески “професис”).
Это стол, так же, как и престол, облаченный в драгоценную одежду, на котором в начале литургии приготовляются Святые Дары. Он называется “предложением” потому, что в древности туда приносились и “предлагались” верными хлеб и вино и все необходимое для совершения Божественной литургии. Из принесенного священник отбирал самое лучшее для совершения Таинства, а остальное употреблялось на так называемых – “агапах”, или “вечерях любви”, которые в древности соединялись с совершением Евхаристии. Предложение называется также “жертвенником“, потому что на нем приготовляются хлеб и вино для совершения Бескровной Жертвы.
Во время приготовления Святых Даров вспоминается и рождение и страдание Спасителя: поэтому жертвенник символизирует собою Вифлеем, или, частнее – ясли, в которых был положен Господь по рождении, и Голгофу, на которой он испил чашу страданий.
На жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие необходимые священные предметы:
- дискос,
- потир, или чаша,
- звездица,
- копие,
- лжица,
- губа (губка),
- покровцы,
- два малых блюдца,
- ковшик.
Дискос (по-гречески – “глубокое блюдо”) это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке в виде ножки, на которое полагается “Агнец”, то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов.
Потир или чаша (от греческого – “потирион” сосуд для пития) – это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале литургии в эту чашу вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также “чашу страданий” Спасителя.
Звездица (по-гречески – “астир, астерискос”) состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.
Копие (по-гречески – “лонхи”). Это нож, имеющий форму копия, который служит для изъятия из просфор Агнца и прочих частиц. Оно напоминает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте (Иоан. 19:34).
Лжица, ложица (по-гречески – “лавида”), со времен св. Иоанна Златоуста употребляется для причащения мирян Тела и Крови Христовой. Она знаменует собою те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам Исаии пророка и очистил их. Уголь Тела и Крови Христовой точно также очищает тело и душу верующих.
Губа, или губка (по-гречески – “муса”) – отличная от той, которая влагается внутрь антиминса – употребляется для отирания св. чаши, после потребления иереем св. Даров. Она так и называется “истиральной” и оставляется всегда в св. чаше.
Покровцы употребляются для покрытия св. Даров.
Их три: одним покрывается дискос, другим потир, а третьим, который носит название “воздуха” (по-гречески – “аир”), покрываются дискос и потир вместе.
Воздухом, самым большим по размерам, иерей веет над св. Дарами во время пения Символа веры:
потрясая, колебля воздух, иерей тем изображает трус, бывший при воскресении Христовом.
Покровцы в начале литургии символизируют собою младенческие пелены Господа Иисуса,
а по Великом входе, который знаменует шествие Господа на Голгофу, и постановлении св. Даров на престол, что обозначает снятие Господа со креста и погребение, покровец над дискосом символизирует собою сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе.
Покровец над потиром – плащаницу, или синдон, которым было обвито Тело Господа,
а воздух – камень, приваленный ко двери гроба.
Кроме дискоса при совершении проскомидии употребляются еще два блюдца и ковшик.
На одном блюдце изображен крест: оно употребляется для изъятия Агнца из первой просфоры.
На втором блюдце, имеющем изображение Божией Матери, изымается частица из второй просфоры в честь Божией Матери. С помощью ковшика, вино, смешанное с водой, вливается в св. чашу, а перед причащением священнослужителей в алтаре из этого ковшика наливается в св. чашу теплота.
Дикирий и трикирий это двусвечник и трисвечник, которые употребляются для осенения молящихся архиереем при Божественной литургии и некоторых других службах. Дикирий знаменует два естества Господа Иисуса Христа Божеское и человеческое, а трикирий три Лица Пресвятой Троицы. Право осенять дикирием и трикирием дается и некоторым архимандритам.
Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
© 2009-2020 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.
Главный редактор – протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор – Елена Блайвас, Технический редактор – Александр Перехрестенко